За 95-летнюю историю «Крымская правда» писала о многом и многих в статьях газеты отражалась история страны, полуострова, его жителей. Мы предлагаем вместе перелистать данные страницы прошлого, узнать, что изменилось. Если газета писала о вас, ваших близких, работе, населённом пункте, расскажите об этом.
Тридцать восемь лет назад, весной 1975 года, «Крымская правда» под рубрикой «Отзовитесь, ветераны» опубликовала небольшую заметку просьбу юных поисковиков откликнуться тех, кто знал Владимира Чашина, солдата, сражавшегося за Крым и погибшего в Аджимушкае. Нам, увы, неизвестно, откликнулся ли кто-то на данную просьбу, да и имена самих школьников-поисковиков неизвестны. Возможно, они откликнутся сейчас, расскажут подробности той истории. А продолжение, к сожалению, пока также нерадостное, она получила в наши дни.
Сергей, один из российских поисковиков, работающих с документами в Центральном архиве Министерства обороны России, обнаружил письмо Керченского городского военного комиссариата, датированное декабрём 1976 года. Керченский горвоенком полковник И. Цыбулин сообщал начальнику отдела учёта персональных потерь сержантов и солдат Советской Армии: «В Центральных Аджимушкайских каменоломнях школьники открыли братскую могилу, в которой захоронено четыре воина. При разборке останков обнаружено два жетона с анкетами, одна заполнена на Чашина Владимира Ивановича, 1922 года рождения, уроженца города Днепропетровска. Оба жетона были высланы в Центральный архив Минобороны СССР с целью проверки и постановки на учёт боевых потерь Чашина В. И. и его товарища. Ответа по данному вопросу от Центрального архива Минобороны не получено, вследствие чего Чашин В. И. и его товарищ не внесены в алфавитную книгу погибших в боях за Керчь. В июне 1975 года произведено перезахоронение останков в братскую могилу на городском военном кладбище Керчи без указания фамилии и инициалов». Копия этого письма ушла и в Днепропетровский военкомат. Однако больше никакой информации о защитниках Крыма, погибших в 1942 году в Аджимушкайский каменоломнях, найти не удалось, как и прочесть информацию на листке анкеты из второго жетона. Очевидно, что и родные 20-летнего Владимира Чашина, погибшего скорее всего 11 июня 1942-го (дата, указанная во вкладыше жетона), так и не узнали о его судьбе. А может, родных у парня и не было. Поисковики из Днепропетровска предположили, что солдат мог родиться и не в этом городе во вкладыше указано: «...прожив. в Днепропетровске (УССР), ул. Карла Маркса, 102, кв. 8». Сейчас по этому адресу (если нумерация не изменилась) находится средняя школа, а до войны был рабфак металлургического института и, возможно, общежитие. Так что тайны в этой истории остались.
А в братской могиле на военном кладбище Керчи между неизвестных солдат покоится один известный, однако не учтённый официальными документами. Владимиру Чашину, сражавшемуся на Крымском фронте, до гибели едва исполнилось 20 лет. Он один из сотен героев Аджимушкая, заплативший своей жизнью за наши. Пусть хоть так, через газетную публикацию, крымчане узнают, не забудут ещё одно имя воина Великой Отечественной.