Очередей, какие выстроились у избирательных участков в день проведения Всекрымского референдума 16 марта, не припомнят с советских времен, сообщает издание «Севастопольская газета».
Севастопольцы подходили к установленным местам голосования ещё до официального открытия мест, определенных для свободного волеизъявления на предмет будущего Крыма и Севастополя. И даже капризы природы – шквальный ветер, а затем и дождь, не смутили тех, кто твердо решили для себя, что на данный раз обязаны выразить свою гражданскую позицию.
Небывалой активностью с самого утра отмечена работа всех севастопольских участков и Ленинского района, в частности.
“Не успеют, не смогут, не организуют…”, – такие пророчества “доброжелателей” начали выплевываться в информационное пространство сразу после переноса даты проведения референдума. И Вправду, сроки поджимали, эмоции зашкаливали, ситуация накалялась. Два государства, да что там два, весь мир замер в ожидании ответа на вопрос – как проголосуют Крым и Севастополь, с каким настроением граждане пойдут на референдум.
Виктор Степанович, проживающий по улице Коммунистической, 30, к избирательному участку №129 пришел в числе первых, и его бюллетень первым же опустился на дно прозрачной урны для голосования.
“Я сделал свой выбор ещё 23 года назад, поэтому особыми раздумьями о том, как голосовать, особо не мучился. Родом из России, служил на Черноморском флоте, – таковы мои аргументы за первый обозначенный в бюллетени пункт”.
Как говорится, первый пошел. А за ним…
Члены избирательной комиссии, наблюдатели, – в результате проведенного ещё до начала трудового дня собрания каждый присутствующий на участке вполне понимает свою задачу. Народу много, однако суеты нет.
“Пожалуйста, по прописке получите бюллетень, затем проходите в кабинку для голосования”, – такой фразой встречают избирателей, стараясь пресечь любые попытки поставить заветную галочку, не отходя от стола комиссии. Мотивация в таких случаях одна и та же: “Да я всю жизнь об этом мечтал”.
Как говорится, спрашивать, о чем именно, излишне. И все же один из голосующих Роман Евгеньевич, поясняет: “Мечтаю об экономическом подъеме Севастополя, о том. что, будучи гражданином своей страны, я не буду впредь ощущать себя человеком второго сорта, права которого можно ущемить, урезать, изменить в соответствие с следующий политической ситуацией”.
Алла Кирьянова нервничает больше других. На вопрос о причине волнения, отвечает просто: “Во-первых, не спалось всю ночь, во-вторых, спешу на работу, а в-третьих, переживаю за то, чтобы не ошибиться с квадратиком. Я до слез счастлива, что за нами Столица России!”.
“А я родилась в Белгородской области, муж также родом из России, – включается в разговор Галина Варочкина, – Так что мы никуда не уезжаем, а просто возвращаемся домой”.
Членам избирательной комиссии участка № 129 без дела сидеть не приходиться – вопросов много, и самый главный из них связан с составлением пресловутых дополнительных списков. К полудню в таковом значилось около сотни фамилий, семьдесят из которых были включены в дни, предшествующие проведению референдума. Впрочем, каждый такой вопрос решается, что называется, в рабочем порядке и без традиционных для выборов прошлых лет обращений в суд. И в самом деле, избиратели не должны в таких случаях доказывать свои основополагающие конституционные права!
Еще один эпизод связан с голосованием граждан России, имеющих вид на жительство в Украине. “Вам не предоставлено право на волеизъявление в данном случае”, – пытается объяснить законодательные нормы председатель комиссии женщине, настаивающей на обратном. В ответ раздаются возгласы негодования и обещания найти управу. Члены избирательной комиссии выдерживают такой натиск стоически, не теряя самообладания. Что поделать, сейчас все – на нервах!
Николай Пилипенко пришел на участок с российским триколором. “Хочу проголосовать за будущее Севастополя. Мой прадед воевал на этой земле, и я отслужил здесь срочную и сверхсрочную. Так что, голосуя за присоединение к России, я выражаю свою принципиальную позицию против фашизма, он здесь не пройдёт!”.
Всего же в первоначальных списках участка значатся 1951 избирателей. Нетрудно сосчитать, что номинально на обслуживание каждого избирателя (если работать без перерывов) придется меньше трёх минут. Вот такая получается интенсивность труда!
На избирательном участке № 89, что расположен по адресу Восставших, 6, в списках зарегистрированы 1328 человек. Это жители улиц Киянченко, Карантинная Катерная, Почтовая, Пожарова, Загородняя балка... Ещё накануне до самого вечера в стенах здания бойко шла торговля садовыми и огородническими культурами.
“На обеспечение готовности участка, возвращение помещению официального вида, понадобилось пара часов и… километры нервов”, – рассказывает председатель комиссии Татьяна Новикова, с гордостью добавляя, что с самого утра работа комиссии надежно охраняется представителями милиции, самооборонцами, казаками.
“К сожалению, списки оказались недостаточно выверенными: много “мертвых душ” и одновременно тех, кто оказался вне ведомостей, – рассказывает секретарь комиссии Наталья Новикова. – Судите сами: голосование продолжается только тридцать пять минут, а дополнительный реестр уже составлен на 86 человек. А в целом голосование идёт весьма активно, и ощущается явное желание, чтобы последнее слово осталось за народом”.
Юлия Михайловна соглашается на блиц-интервью с явным удовольствием: “Мое решение голосовать за первый пункт не сиюминутное. Мы все – русские люди, и я всей душой хочу жить в России. Очень верю в то, что теперь жизнь будет не хуже, что экономически наш город наконец-то воспрянет. Хотя, конечно, не могу не сожалеть о том, что Украину (так уж вышло!) совсем уж убили”.
А вот ещё интересный случай. Александр Поливкин в свои тридцать пять пришел на избирательный участок впервые. “Раньше не за кого было, – объясняет Александр свой вчерашний нигилизм, и добавляет, что на данный раз решил не оставаться безучастным к происходящему. Насмотрелся информационных программ украинских телеканалов и подумал: “Нет, такая власть меня не устраивает!”.
Нина Семеновна Мацук видит в проводимом референдуме возможность вернуться к советскому укладу жизни. “Мы в то время жили и дружили. И я верю в то, что теперь в Крыму и в Севастополе воцарятся мир, дружба и свобода”.
В здании средней школы № 14, традиционно разместились сразу два избирательных участка. Секретарь избирательной комиссии № 130 (улицы Льва Толстого, Пирогова, Мечникова, площадь Пирогова,..) Вероника Парфенюк отмечает праздничную атмосферу происходящего. Под особым контролем – голосование избирателей, какие не в состоянии сами прийти на участок. Для этого случая создана выездная комиссия, которая к моменту нашего посещения уже отправилась на объезд указанных в предварительно составленном списке пятидесяти одного адресата.
На участке №128 председательствует Татьяна Изварина. По её словам, по состоянию на 11.30 утра проголосовало 654 (из 1955) избирателя. И тут также на повестке дня вопросы, связанные с досадным отсутствием в списках десятков фамилий.
По словам Т. Извариной, на участке с самого утра работают наблюдатели. Заходили и представители России, какие не преминули сделать свои замечания. Например, они потребовали убрать со стола красочный печатный листок, который, как им показалось, может быть расценен за агитационный.
В ходе разговора к столику председателя подошел молодой человек, заявивший о том, что забыл дома паспорт, однако в списках его фамилия найдена: “Могу я проголосовать, имея на руках водительское удостоверение?”. Через несколько минут его вопрос был решен положительно. Почему бы нет, если фамилия, имя и отчество, а также прописка полностью совпадают.
Через несколько минут его следующий бюллетень оказывается в урне, украшенной изображением герба Севастополя.
Урна наполнена лишь наполовину. Пока наполовину…