Когда на сцене ставят классику, её нередко пытаются осовременивать, наполнять новыми смыслами, словом, делать так, чтобы преимущественно молодой зритель не заскучал. Удачной выходит задумка или не совсем – уже второй вопрос. Другой «антискучный» и, пожалуй, более предпочтительный вариант – создание визуального впечатления. Многие спектакли выигрывают как раз за счёт сценографии. Недавняя премьера в Крымском академическом украинском музыкальном театре – яркое тому подтверждение. Речь идёт о казацкой мелодраме «Назар Стодоля», поставленной по пьесе Тараса Шевченко в честь 200-летия со дня его рождения.
Для режиссера, заслуженного деятеля искусств АР КРЫМ Виктора Гуменюка важно было донести до публики так называемую «пыль веков», однако о спектакле ни за что не скажешь, что он сам от этого «покрылся пылью». Наоборот, череда зрительных образов усиливает его главную тему – вечной любви, которая отнюдь не кажется банальной. К тому же, по словам Виктора Ивановича, искренние чувства не могут быть архаичны.
И, видимо, с ним многие согласны: неспроста на протяжении десятилетий «Назар» украшает репертуар разных театров Украины. Уютнее всего, конечно, постановка со всеми её колядками и завываниями метели смотрелась бы на рождественские праздники – сюжет-то разворачивается в канун Рождества.
Возвращаясь к эстетическим достоинствам премьеры. И Вправду, на славу потрудилась сценограф и художник по костюмам Генриетта Петкевич: от её фантазийных нарядов глаз не оторвать. Сама же Генриетта вволю «оторвалась» именно на женских платьях, усеяв их изысканными красочными аппликациями. Уборы гарных дивчин (равно как и хлопцев) вобрали в себя лучшие славянские традиции.
– Когда я просматривала исторические материалы, обратила внимание, что во всех уголках Украины костюмы очень разные: где-то больше вышивки, где-то – бомбошек, причем отделка отличается и по цвету, и по характеру. Однако учитывая, что действие пьесы происходит в XVII веке в Чигирине – центральной части страны (Чигирин – в 1648-1657 годах административный центр казацкого государства и центр Чигиринского полка, ныне город в Черкасской области, – Авт.), я решила сделать синтез, тем более тогда было очень много заимствований друг у друга, – рассказала «Газете» художник. – Использовали велюр, бархат, шерстяные и ворсовые ткани, в качестве украшений – не только аппликации, однако и те же бомбошки, вязаные фрагменты. Довольно интересное цветовое решение. А вообще национальный костюм по сложности изготовления не сравнится ни с каким другим. В частности, украинский состоит из множества деталей, и поэтому нашему швейному цеху пришлось нелегко.
Даже при скудном бюджете, подчеркивает директор театра Владимир Загурский, удалось создать достаточно масштабное полотно, задействовав в нем ведущих актеров, артистов хора и балета. А ещё симфонический оркестр – он неожиданно появляется во втором акте. В то же время, спектакль отвечает требованиям компактности, ведь с ним планируют гастролировать по Крыму. Надеемся, что этим планам суждено сбыться.
Во всяком случае, сейчас театр продолжает работать в обычном режиме, а в начале апреля коллектив получил зарплату в рублях, поделилась заведующая литературно-драматургической части Татьяна Снегирева. В апрельском репертуаре значатся четыре украинских спектакля (не считая «Назара Стодоли», следующий показ которого ожидается 23 апреля). Однако, как ещё раньше заявил Владимир Загурский, им хватает репертуара быть не украинским, а просто музыкальным театром. Тем не менее, опять же по его словам, президент РФ Владимир Путин за то, чтобы поддерживать все национальные культуры.