| {fde_message_value} | | {fde_message_value} |
Не все помнят, кто такой Анатолий Кузнецов, но все знают красноармейца Сухова, которого он сыграл. Прошло 40 дней, как похоронили актера. Скончался Кузнецов на 84 году жизни.
Он играл милиционеров в «За витриной универмага» и полковника милиции в «Пяти минутах страха», офицеров в «Освобождении», «Весне на Одере», «Горячем снеге» и «В зоне особого внимания». Сыграл Ляпкина-Тяпкина в «Инкогнито из Петербурга», экранизации гоголевского «Ревизора». Снимался в «Турецком гамбите», сериалах «Участок» и «Мосгаз». Но, конечно, главная работа Анатолия Кузнецова, сделавшая его любимцем зрителей, – товарищ Сухов в «Белом солнце пустыни». После этой роли его типаж героя-красноармейца стал очень востребован, но Анатолий Борисович от «хороших персонажей» стал отказываться. Желал сыграть характерного героя.
Больше ста фильмов в его актерской копилке, могло быть ещё больше: Эльдар Рязанов звал его в «Карнавальную ночь» Гришей Кольцовым, следователем в «Старики-разбойники», милиционером в «Берегись автомобиля». А он желал сыграть Деточкина. Вообще, Кузнецов, как видно из его актерской биографии, никогда за первую предложенную роль не хватался, да и на ролях, какие желал, не настаивал. Он и в «Белое солнце пустыни» не попал бы: когда утверждали актеров, у Кузнецова нога была в гипсе. Сухова должен был играть Георгий Юматов, но, по одной версии, погиб его друг, и актер должен был уехать, а по другой
– Юматов перед съемками подрался, да так «удачно», что ему разбили лицо. Режиссер ждать не желал, а Кузнецову в это время как раз сняли гипс. И он сыграл товарища Сухова, который прибыл на берег Каспийского моря спасать гарем из семи жен бандита Абдуллы. И задача сравнительно не героическая, и сам герой далеко не Штирлиц, не красив и не элегантен. Но зрителям, наверное, тем самым и полюбился.
– Было в нем многое от того, что есть в каждом из нас, – говорил Анатолий Кузнецов о своем персонаже.
Почему он так и остался для нас товарищем Суховым, не прославившись другими ролями? Такому, как он: разноплановому, талантливому и одновременно непробивному – очень не хватало агента, который сейчас есть даже у сериальных актеров. Некому было посоветовать Анатолию Борисовичу «быть понаглее».
– Не стоит иной раз отказываться от того, что тебе само идёт в руки. Можно было сделать гораздо больше, не тратя себя на какие-то пустячные занятия, – рассказывал актер в двухтысячном году в интервью «Комсомольской правде». – А главное – я поздно понял, что необходимо не «ждать милостей от природы», а проявлять инициативу. Если не приглашают, то самому искать подходящий сценарий, автора, режиссера. А я чего-то стеснялся – неудобно было попросить, чего-то ждал...
После «Белого солнца» Кузнецов мечтал сыграть характерную роль какого-нибудь злодея, негодяя, ещё больше раскрыть свой актерский потенциал. Но кинематограф желал и дальше эксплуатировать его образ бравого красноармейца, актеру предлагали только положительных персонажей. Он отказывался, опасаясь, что так и останется товарищем Суховым, как говорил его персонаж в фильме: «Что ж, мне всю жизнь по этой пустыне мотаться?!» А так и вышло. Он остался Суховым, как Бабочкин Чапаевым, как Демьяненко Шуриком. Воспринимал это философски, роль свою не возненавидел, продолжил сниматься.
Он умер в Москве. Говорят, несколько лет назад у Анатолия Борисовича был сердечный приступ. Потом добавились и другие болезни, связанные с возрастом. Анатолию Борисовичу сделали операцию на желудке. Недавно он лечился в ЦКБ. Похоронили его в Москве на Новодевичьем кладбище.
Софья Коломейцева По материалам информационного агентства Крымская газета |