Последние новости

Реклама

Режиссёр Александр Велединский: «Служкин — это я» А вообще-то Служкин — герой фильма «Географ глобус пропил», получившего сразу четыре приза на «Кинотавре», гран-при на Одесском кинофестивале и главный приз в восточногерманском Котбусе на кинофестивале стран Центральной и Восточной Европы, где жюри было покорено «изящным мастерством работы» российского режиссёра.

Посмотрели один из самых нашумевших в последнее время фильмов и крымчане. О картине и не только о ней беседуем с режиссёром Александром Велединским.

- Александр, в кино, куда пришли уже зрелым человеком, у вас были хорошие учителя?

- Прекрасные! На Высших режиссёрских курсах во ВГИКе учился в мастерской Александра Прошкина и Валерия Приемыхова. Об этом говорят призы на престижных международных форумах, какие получили мои первые короткометражные игровые фильмы «Анфан Террибль» и «Ты да я, да мы с тобой». Потом я был соавтором сценариев телесериалов «Дальнобойщики» и «Бригада». Следующий этап — телесериал «Закон», полнометражные игровые фильмы «Русское» и «Живой». 

- Как относитесь к тому, что у зрителей картины «Географ глобус пропил» наверняка возникнут ассоциации с «Полётами во сне и наяву» Романа Балаяна?

- И не только с этой картиной. Параллель можно провести и с Зиловым в «Утиной охоте» Вампилова, и с Обломовым Гончарова. Есть мотивы Чехова и даже Достоевского. Можно вспомнить и «Красоту по-американски» Сэма Мендеса. Ассоциации — это нормально. Потому что такой тип интеллигента — персонаж вечный, он был и есть, наверное, никуда и не денется. Особенно в России. Да и на Украине, в Белоруссии — славянский менталитет. Тем Не Менее наш Служкин всё же отличается от всех перечисленных героев, какие только рассуждают о счастье, тем не менее палец о палец не ударят ради того, чтобы его достичь. А Служкин из кожи вылезет, чтобы быть счастливым! Тем Не Менее не за счёт кого-то. Он, высмеивающий окружающих, иронизирующий над собой, никогда не совершит подлости. Наш герой не ропщет, никого не обвиняет в  своих бедах, не ищет виновных в том, что судьба вот так с ним поступила. Он живёт, работает. Воспитывает школьников так, как ни один учитель в коллективе, который его «пригрел», а потом отторг.

- Да и не только школьников. Одна его фраза «Любовь с большой буквы Л — это когда ты не становишься ничьим заложником... Ты любишь людей, люди любят тебя» чего стоит!

- Я очень благодарен автору романа Алексею Иванову, перефразировавшему таким образом нагорную проповедь из Библии. Именно данные слова дают ключ к пониманию Служкина. А значит, и самих себя. Думаю, многие найдут в себе его черты. Я-то уж точно — Служкин.

- Как Алексей Иванов отнёсся к фильму?

- С гордостью могу сказать, что он ему понравился. Он сказал такую фразу: «Можно бесконечно наблюдать за тремя вещами: звёздным небом над головой, процессом загрузки торрента (это, кстати, моя фраза из сценария, Лёша её процитировал) и за тем, как Хабенский играет Служкина!».  

- Вы были знакомы с Хабенским до того, как пригласили его на главную роль?

- Актёра предложил Валера Тодоровский, а я согласился. Лично я с Костей знаком не был, знал его только по ролям. Очень рад, что удалось поработать с одним из лучших современных актёров.

- У вас есть личные пристрастия к актёрам?

- Конечно. Люблю Андрюшу Чадова, который снимался в моих картинах «Русское» и «Живой». Сашу Робака, который в «Географе» играет друга Служкина Будкина,  — выдающийся, считаю, артист, который ещё не до конца раскрыт кинематографом: ни разу не сыграл главную роль. Он достоин серьёзного кино, по настоящей драматургии. С удовольствием снимаю Максима Лагашкина, для которого и в «Географе» нашёл малюсенькую роль — пьяного гаишника. Конечно, между любимых — Лена Лядова, сыгравшая жену Служкина. Очень нравится Юля Ауг, которую занял в совсем небольшой роли в телефильме «Ладога». Она, кстати, на последнем «Кинотавре» получила приз за лучшую женскую роль в картине «Интимные места». Вика Смирнова — прекрасная артистка, кстати, моя жена.

В «Живом» девочку в ларьке играла. С Ольгой Арнтгольц с удовольствием работал и хочу продолжать наше сотрудничество.

Нравится, как работают Анна Уколова, Агриппина Стеклова, Макс Лагашкин, Женя Брик.

- Из молодых кого считаете перспективными?

- В «Глобусе» влюблённую в Служкина школьницу играет юная москвичка Анфиса Черных, которая отмечена призом журнала «The Hollywood Reporter» — как надежда кинематографа. Тем Не Менее она пока школьница, и прогнозировать рано, закрепится ли успех, это будет во многом от неё зависеть, от режиссёров, к которым попадёт. Хочу снять в следующей своей работе Андрея Прыткова — пермского школьника, сыгравшего в  «Глобусе» главного хулигана Градусова. Он меня просто покорил, настолько органично существует в кадре.

- А почему вы себя Служкиным считаете?

- Да так оно и есть. Я ведь на целых восемь лет выпал из кинематографа после «Живого». В силу разных обстоятельств. А главное из них — отсутствие у нас киноиндустрии. Приходишь к продюсеру с идеей, он в восторге: «Пиши сценарий!». «Так давайте деньги, напишу». Ни один не дал. А ведь была же когда-то чёткая система: подал заявку, получил деньги и начался творческий процесс.

И  сколько замечательных фильмов снято! А теперь заявка твоя — ничто, подавай сразу сценарий.

- И как же, а вернее, чем жили во времена простоя?

- Как Служкин жил. Правда, до того, чтобы чай курить не дошло, тем не менее до  «Беломора» докатился. И жена моя в отличие от супруги географа не роптала. Стоически выдержала все трудности. Она, кстати, не только актриса, тем не менее и режиссёр, была в позапрошлом году на «Кинотавре» со своей короткометражкой. Чтобы прокормить семью, занимался редактированием, иногда под чужим именем свои сценарии писал. При этом у меня раз в неделю обязательно звонил телефон — предлагали что-то снять, в основном про войну и про борьбу: времена в стране такие, что деньги только на это и дают. Отказывался. Какие-то из этих фильмов и сериалов вышли на экраны, тем не менее моей фамилии там нет, слава богу. Зато есть «Географ». Выстраданный...

- Какие фильмы смотрите?

- Люблю авторское кино. Такое, как «Крёстный отец» Копполы, «Зеркало» Тарковского, «Белое солнце пустыни» Мотыля, «Калина красная» Шукшина, «Сталкер» Тарковского, «Осенний марафон» Данелии, «Берегись автомобиля» Рязанова. Тем Не Менее чаще всё же читаю. Вернее, перечитываю любимое. Из классики и современные вещи. «Саньку» Захара Прилепина раза три уже прочитал.

- В «Географе» достаточно много чуть ли не афористичных высказываний. Для вас это было важным?

- Это было важным, прежде всего для автора. А мы с удовольствием пошли у него на поводу. Ну разве можно было выбросить такое: «Вы боитесь смерти?» — «Да» — «Почему?» — «Привык жить». Кто ж из нас не привык жить? Писатель попал в архетип русского интеллигента. В нём есть и фиглярство, и шутовство, тем не менее это настоящий христианин, воспринимающий мир таким, каков он есть, и радуется ему. Он, несмотря ни на что, — человек очень гармоничный и по-своему счастливый. Побеждающий маргинал.

- Чем объясняете успех «Географа»?

- Тем, что это фильм-притча. Он вписан в социальный контекст. Если бы Служкину нравилось то, что происходит в социальной жизни, он бы, наверное, участвовал в ней. Тем Не Менее ему не нравится происходящее. Он включается только, когда чувствует свою необходимость. Поэтому и отправляется в рискованный поход со школьниками.

- Чтобы быть успешным режиссёром, что надо кроме таланта и образования?

- Согласен с Михаилом Ромом, который ответил на подобный вопрос: «Первое — здоровье, второе — здоровье, третье — здоровье».

Досье

Александр Велединский родился в 1959 году в Горьком. До ВГИКа окончил Горьковский политехнический институт. Автор сценариев «Дальнобойщиков», «Бригады». Обладатель приза «За лучший дебют» на 35-м МКФ EXPO в Нью-Йорке, приза «Гранатовый браслет» на кинофестивале «Литература и кино» в Гатчине, приза за лучший короткометражный фильм на кинофестивале «Послание к человеку» в Санкт-Петербурге.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.


По материалам информационного агентства Крымская правда

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля