Противостояние силовиков и отрядов самообороны на Донбассе перешло грань допустимого: жертвы стали обычным явлением с обеих сторон
В чем смысл?
В последние дни, читая сводки из зоны боевых действий, убеждаешься: с каждой жертвой противостояния возможность примирения исчерпывается, дорога к миру на востоке Украины становится все более и более трудной. За время проведения «антитеррористической операции» жертвами стали уже несколько десятков человек (не учитывая одесской трагедии) . В этом и состоит главный итог происходящего: попытка доказать свою правоту и превосходство превращается в обыкновенное убийство. Граждане одной (возможно, пока что одной) страны убивают таких же граждан. А, следовательно, все предпосылки масштабного насильственного гражданского конфликта в пределах Украины налицо.
Как стоит оценить действия киевских властей? Конечно, можно сказать, что другого выхода у них нет. Однако ведь события в Донецкой и Луганской областях спровоцированы сменой власти в Киеве, по сути – государственным переворотом и отсутствием у новых руководителей понимания желаний и устремлений жителей в реальных условиях половины регионов страны. Потеря Крыма в данном случае ничему временных правителей не научила.
Впрочем, все это было актуально для Украины и ранее, с самого начала майдана, просто держалось как-то, то ли на общей настроенности людей на мир, то ли – на минимальном соблюдении законов прежней властью. В итоге: нарушающие закон действия политиков стали основанием для открытия фронта в прямом смысле этого слова. После того, как заговорили автоматы, а антитеррористическая операция стала реальностью – всякие возможности мирного урегулирования ситуации были исчерпаны. Следование логике «кто первый начал» в данном случае – лишь дальнейшее раздувание конфликта, пожар, который и так проходит по сердцам и душам живых людей.
Откровения очевидцев
Свидетельств самого различного рода и происхождения – предостаточно. Вот, например, самопровозглашенный «народный губернатор» Донецкой области Павел Губарев, недавно обменянный на пленных украинских офицеров, рассказал СМИ об условиях содержания в киевской тюрьме. Применялись к нему и физические методы воздействия, и моральные, спать приходилось на железных нарах без матрасов, однако показаний один из лидеров сопротивляющихся следователям не дал. В принципе, как говорит Губарев, нимб мученика ему примерять не хочется. Более того, он сообщил, что ещё первого марта пытались похитить его семью, предотвратили её только благодаря быстрой реакции сторонников государственной самостоятельности Донетчины.
Будто бы отвечают Губареву «донецкие шахтеры» Александр Гуров и Александр Витко, какие рассказывают, как их «подвергли пыткам» за участие в акциях в поддержку государственного единства Украины. Пытали якобы в здании Донецкой областной администрации, после освобождения им пришлось уехать в Киев для получения медицинской помощи. Конечно, истории делают жуткое впечатление. Однако странно, что у «шахтера» Гурова на левой руке есть характерная наколка «Слава Украине!», которую он демонстрирует с явными признаками попыток её стереть. Говорит, пытались срезать разбитой лампочкой те, кто пытал. В то, что шахтеры были боевиками и активистами «Правого сектора» в данном случае верится с трудом, однако и доказательств пыток представлено, откровенно говоря, ничтожно мало.
Последние дни предоставляли самую разную информацию. Дошло даже до сообщений о похищении кандидата в президенты Украины Олега Ляшко, однако эта информация оказалась ложной. А правдой стало сожжение в Мариуполе здания городского отдела милиции. К счастью, ложной оказалась информация о казни начальника милиции Мариуполя Валерия Андрущука, он освобожден из плена, однако находится в тяжелом состоянии. При этом в Мариуполе уже подтверждена гибель 9 участников вооруженных столкновений и более чем 40 раненых. Трагическим венцом противостояние являются действия украинских военных (якобы из батальона «Днепр») днем 11 мая в городе Красноармейске: в результате стрельбы уже погибли два мирных жителя. Появилась непроверенная информация о похищении журналиста российской «Новой газеты» Павла Каныгина. Славянск в данные часы якобы полностью блокирован и по городу ведётся артиллерийский обстрел. В общем, картина боевых действий красноречива без всяких дополнений.
Кто даст ответ?
В противостоянии последних дней виновных желают определить быстро и однозначно. И такой подход характерен для гражданского конфликта. Очевидно, что в Киеве не видят другого варианта разрешения ситуации, кроме как продолжения вооруженного сопротивления. В ответ они получают, в общем-то, столь же ожидаемый приказ не брать пленных, озвученный «народным мэром» Славянска Виталием Пономаревым.
Остановиться самим, пожалуй, уже не удастся. Похоже, что идея о введении иностранных миротворцев становится все более и более актуальной, а по сути – единственно возможным выходом из ситуации. Поможет ли это? Предугадать в реальных условиях невозможно.
Но куда важнее другое: когда власть не находит других аргументов и начинает стрелять, эта власть перестает быть законной в любом случае. И если этого не понять до совершения определенных действий, то после исправить что-либо будет не только очень нелегко, а просто бессмысленно. Вот в этом сейчас главный лейтмотив происходящего на Донбассе. Не просто преступления, а настоящей государственной катастрофы.
Виталий Павлов
Фото Reuters
Основным центром противостояния стал за последние дни город металлургов Мариуполь, противостояние в нем уже принесло девять жертв.