Без привычных «кюхе» и «киндер», однако с «кирхе» в сердце, мужем, без пяти минут нобелевским лауреатом по химии, и во главе одной из самых крупных экономик мира, встречает 60-летие канцлер Германии фрау Меркель.
Когда в 2005 году Ангела Меркель появилась на небосклоне мировой политики (в германской она стала звездой намного раньше), на самом деле все обозреватели отметили, что она, вне всякого сомнения, внесет в неё эксклюзивные черты, задаст новый тон и стиль. Ведь женщин-политиков, как ни крути, мало, а таких, чтобы влияли на ход истории – и вовсе единицы. За последние два десятка лет вспомнятся имена Маргарет Тэтчер, Юлии Тимошенко, Беназир Бхутто, той же Меркель, да и… Однако и в сравнении с Тэтчер или леди Ю Меркель демонстрирует и вправду совершенно иные качества, а корни такой самости – в происхождении и особенностях биографии до прихода в политику.
Родилась фрау Ангела в Гамбурге, то есть на территории Западной Германии, однако уже через несколько недель её родители переехали в ГДР. Отец – священник польского происхождения Хорст Каснер получил назначение в лютеранский приход близ Берлина. Родители Ангелы придерживались умеренных политических взглядов: несмотря на служение в церкви, отец относился к тому её крылу, которое допускало сотрудничество с коммунистическими властями и получало за это некоторые преференции. В школе Ангела была пионеркой, а потом и «комсомолкой» в немецком варианте – активистом Союза свободной немецкой молодежи. Девочка хорошо училась, причем, наибольшие успехи у неё были по русскому языку и математике. Высшее образование Меркель получила на физическом факультете Лейпцигского университета имени Карла Маркса, и снова таки – активно участвовала в общественной жизни именно в рамках молодежных коммунистических объединений. При этом, позволяла себе спекулировать: за собранную чернику государственные закупочные компании платили 4 марки за килограмм, а продавали за 2, Меркель с друзьями сдавали килограмм по 4, а покупали потом за 2, и такая операция могла продолжаться несколько раз.
Первый брак был заключен со студентом-физиком, распределение на работу – в Институт физической химии Академии наук ГДР. Брак распался уже через несколько лет, а в 1986 году она защитила диссертацию «Исследование механизма реакций распада с простым разрывом связей и расчёт их скоростных констант на основании квантово-химического и статистического методов». Тогда же она съездила на несколько дней в ФРГ, что в ГДР было признаком доверия и лояльности коммунистическому режиму. Так что, к моменту падения Берлинской стены Ангела Меркель была вполне состоявшимся ученым, в политическом смысле – вполне себе просоветским деятелем.
Но, видимо, она смогла правильно почувствовать момент. Когда крах ГДР стал очевиден, а работа в Академии наук прекращалась ввиду её расформирования, Меркель устроилась работать в новую для Восточной Германии партию «Демократический прорыв». Там она была пресс-секретарем, сочиняла листовки, всячески ратовала за объединение страны. Своим ближайшим союзником маленькая партия видела антикоммунистический западногерманский ХДС/ХСС. И данный выбор Меркель для её друзей и родственников был удивительным: например, её мать, очевидно, симпатизировавшая левым идеям, вступила в СДПГ и вела там активную деятельность. Однако будущий канцлер понимала: победителем будет тот, кто окажется при объединении страны во главе процесса. А таким был на тот момент глава ХДС, канцлер Гельмут Коль. «Демократический прорыв» быстро влился в более сильную партию. После двух личных встреч с Колем в январе 1991 года Меркель (избранной к тому моменту депутатом Бундестага) неожиданно предложили пост министра объединенной Германии по делам женщин и молодежи. Поговаривали, что за ней закрепилось прозвище «девочка Коля», всплывали даже подозрения в увлечении канцлера молодым соратником. Однако дальше слухов интрига не развивалась. В 1994-м Меркель, снова победив на выборах в Бундестаг по одномандатному округу и возглавив региональное отделение ХДС в Мекленбурге, пересела в кресло более значимого министра охраны окружающей среды и ядерной безопасности. В конце 90-х, ХДС переживал кризис: были проиграны федеральные выборы, наружу всплыли коррупционные скандалы по финансированию партии, старая элита немецких консерваторов изжила сама себя. Партия перешла в оппозицию, однако Меркель осталась ей верна. В итоге – уже в 2000 году она возглавила ХДС/ХСС, стала лидером оппозиции в Бундестаге, а в 2005-м взяла реванш, став канцлером в правительстве широкой коалиции.
Меркель – это воплощение современной Европы со всеми её противоречиями. Деловитая, традиционная (признается, что любит темное пиво), терпимая (геи в ранге федеральных министров стало обычным явлением именно в её правление), подчеркнуто скромная (история с блузкой за 14 евро и однообразными строгими костюмами – тому подтверждение), рациональная (главное – интересы страны, а не личные симпатии), принципиальная (в отличие от того же Шредера сложно представить себе Меркель работницей «Газпрома» или любой другой иностранной корпорации по контракту, пусть даже и за большие деньги), современная (приучила своих сотрудников к общению посредством смс), ранимая (история с прослушкой телефона американцами ударила не столько в политическом, сколько в личном плане, фрау канцлер и вправду по-человечески пережила стресс).
Сейчас Меркель вновь лидер «большой коалиции» (то есть, правительства, сформированного вечными конкурентами ХДС/ХСС и СДПГ). Однако её роль куда более сильна – она фактически экономический диктатор ЕС, моральный авторитет европейской политики, один из лидеров всего современного мира. Как бы не закончился её третий канцлерский срок, она уже вошла в историю Германии как эпоха, а время её правления однозначно получит её фамилию. Она привыкла быть самой влиятельной женщиной мира, об этом свидетельствует даже то, что по её образу уже сделана кукла Барби в брючном костюме – чтобы девочки всего мира имели выбор, каким образом строить им жизнь. Личное счастье также, кажется, удалось: муж, учёный-химик Иоахим Зауэр считается реальным претендентом на Нобелевскую премию, однако публично он не мешает фрау Ангеле руководить Германией, даже инаугурацию супруги наблюдает по телевизору. Быть может, самое важное, что Ангела Меркель уже сегодня понимает: требуется вовремя уйти из политики – и активно ищет себе преемника как во главе ХДС/ХСС, так и на посту канцлера. И, как пишут немецкие СМИ, очень вероятно, что это будет женщина. А значит – жизнь таки удалась во всех смыслах.