В Крыму широко отметили 95-летие со дня рождения известного советского писателя, родившегося и выросшего в Евпатории, Бориса Балтера, автора повести «До свидания, мальчики», написанной по воспоминаниям о детстве.
Живя в Столице России, писатель признавался: «Всем хорошим в своей жизни я обязан Евпатории». В его родном городе прошёл яркий, запоминающийся ретропраздник по инициативе Балтеровского комитета, созданного одним из многочисленных почитателей таланта земляка Яковом Фоменко. Энтузиаст передал в дар городскому краеведческому музею личные вещи автора культовой повести: портфель писателя, деревянный подсвечник, стоявший на его рабочем столе в кабинете, книги, изданные в 60-70-е годы прошлого века с дарственными надписями коллег Марка Лисянского, Аллы Киреевой, Наума Халемского. Между новых экспонатов и бесценны личные письма жены писателя, поздравительные телеграммы, номер журнала «Юность» с фрагментом повести «Самарканд», текст неопубликованного рассказа «Как мы снимали цирк, или Оборотная сторона прекрасного» и машинописный вариант радиопьесы «У нас во дворе». Все данные свидетельства жизни и творчества писателя находились в доме в подмосковной Малеевке, где писатель провёл последние годы жизни. Теперь они вошли в обновлённую экспозицию с фотографиями преподавателей и гимназии, в которой Борис учился, с изданиями повести «До свидания, мальчики!» на разных языках, с неопубликованным до сих пор сценарием фильма «Не пройдёт и года», снятого в 1973 году, а также протоколами заседаний по «персональному делу Балтера».
В центре перекидной настольный календарь застывший на дате ухода писателя из жизни 8 июня 1974 года.
Не только в Евпатории, но и в Севастополе в данные дни побывал исполнитель одной из главных ролей в снятом в 1964 году режиссёром Михаилом Каликом по повести «До свидания, мальчики!» одноимённом фильме Володи Белова, народный артист России Евгений Стеблов. На творческих встречах с ним побывали моряки прославленного Черноморского флота.
В республиканском Доме художника на выставке книжной графики была представлена вышедшая в Столице России в двухтомнике произведений Балтера и воспоминаний о нём повесть «До свидания, мальчики», блестяще проиллюстрированная известным крымским художником, родившимся в Евпатории, Николаем Дудченко.
В течение долгого времени имя Балтера было не то чтобы под запретом, но не упоминалось, а его произведения не издавались. Только лишь потому, что он был в числе коллег и общественных деятелей, какие подписали письмо на имя Брежнева, в котором протестовали против осуждения группы писателей, которых незаслуженно обвиняли в антисоветской агитации и пропаганде, публикации произведений за границей.
Сын «врага народа», обвинённый в пятидесятые годы в космополитизме, немолодой уже человек с больным сердцем, понимал, чем рискует. Но не мог поступить иначе, потому что считал, что «…нельзя быть человеком и оставаться равнодушным к судьбе страны, в которой родился и живёшь, так же, как нельзя безразлично относиться к любимой женщине и к тем, кто пулю, предназначенную тебе, перехватил своим сердцем». Он исповедовал то, что вкладывал в уста своих героев. За что был исключён из партии и уволен из журнала «Юность».
Борису Балтеру посвятил Булат Окуджава стихотворение, названием которого сделал название повести, с пронзительными строками: «Ах, война, что ж ты сделала, подлая:/ стали тихими наши дворы,/ наши мальчики головы подняли,/ повзрослели они до поры…/…Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,/ не жалейте ни пуль, ни гранат,/ и себя не щадите вы, и всё-таки/ постарайтесь вернуться назад». Они вернулись. Многие выбитыми на обелисках именами… А после ухода писателя одной с ним крови Булат Шалвович написал:
Не все ль равно, что нас сведёт в могилу пуля иль простуда? Там, верно, очень хорошо: ведь нет дурных вестей оттуда. Я жалоб не слыхал от них, никто не пожелал вернуться. Они молчат, они в пути. А плачут те, что остаются.
Несколько лет назад на учебном корпусе университета имени Владимира Даля в Евпатории была установлена памятная доска, посвящённая героям повести и сыгравшим их актёрам фильма «До свидания, мальчики!».
А вот вместо закладного камня на набережной имени Валентины Терешковой до сих пор так и не установили памятник Балтеру и его героям… Повесть Балтера сохранила образ романтичной Евпатории и евпаторийцев, для которых честь и достоинство были не просто словами, а жизненными постулатами. Эта книга сохранила нам образ замечательного писателя, который вернулся навсегда в русскую литературу и в крымскую историю.