Встречаясь с избирателями и даже с партийным активом на местах, часто можно услышать в высказываниях товарищей путаницу в понимании центрального вопроса марксизма о собственности – частной и личной.
Причин тому много – начиная от затушевывания этого вопроса современными буржуазными СМИ и до наших упущений в подготовке партийных кадров. Четкое ориентирование в проблеме собственности – это важнейший инструмент в понимании главной цели коммунистов, достижении победы социализма. Именно это обстоятельство и сподвигло на написание этой заметки в помощь молодым коммунистам.
Прежде всего, надо уяснить, что частная собственность и личная собственность – совершенно разные понятия. И дело вовсе не в размерах собственности, а в том, как она используется собственником. Например, автор какого-нибудь выдающегося изобретения или открытия может получить гонорар или вознаграждение, которое позволит ему приобрести роскошную виллу, открыть крупный банковский счёт, позволяющие ему безбедное существование. Но это будет не частная, а личная собственность.
Владелец личной собственности не присваивает себе результаты чужого труда или их часть. Он владеет только той собственностью, которая получена им за счёт его личного труда.
С другой стороны, например, хозяин небольшого ресторана может иметь доход намного меньше, чем, скажем, писатель или художник, но данный доход состоит из двух частей – из трудовых усилий владельца по обеспечению работы ресторана и присвоенной доли труда его наемных рабочих. Присвоенной на том основании, что ресторан принадлежит хозяину на правах частной собственности.
Таким образом, владелец частной собственности, в отличие от владельца личной собственности, не только имеет возможность присвоить себе часть результатов чужого труда, но и постоянно присваивает себе данные результаты на основании «священного права частной собственности».
Владелец частной собственности может даже не управлять этой собственностью, перепоручив управленческую функцию так называемым менеджерам, т.е. может вообще не работать, но будет получать доход с неё, превращаясь, таким образом, в праздного паразита.
Еще одна тонкость. Роскошный дворец миллиардера не является для него частной собственностью. Обладая им, он не использует его для присвоения чужого труда. Для этого он владеет фабриками, заводами, рудниками и т.д. Для частного собственника его дворец, хотя и не является частной собственностью, в то же время, он не является и личной собственностью, потому что приобретен на средства, полученные за счёт частной собственности, т.е. в результате присвоения чужого труда. Следуя выражению известного философа и социолога Прудона, такая собственность является просто кражей, имея в виду кражу части чужого труда.
Таким образом, личная собственность – это овеществленный результат личного труда её владельца. Частная собственность – это овеществленный результат присвоения чужого труда владельцем частной собственности.
Впервые данный вопрос чётко и полно прояснили Маркс и Энгельс. Они высветили главное противоречие капитализма – противоречие между трудом и капиталом, которое заключалось в несправедливом присвоении результатов труда рабочих частнособственническим меньшинством. Особенно чётко это противоречие и несправедливость стали ясными после разработки Марксом и Энгельсом теории перехода от частнособственнического к коммунистическому обществу, где все права на производительные силы и на производимый при их посредстве общественный продукт принадлежит не группе частных собственников, а всему обществу. Именно это и произошло в России с победой Великой Октябрьской социалистической революции.