17 сентября 75-летие со дня рождения режиссёра и актёра Владимира Меньшова средствами массовой информации было отмечено достаточно широко: даже самый ярый поклонник этого талантливого человека вряд ли смог бы просмотреть все показанные телевидением посвящённые ему сюжеты, да ещё и фильмы.
Слов нет, заслужил такое внимание журналистов своим большим трудом, многолетним творчеством. Тем Не Менее, как бывает в таких случаях, некоторые представители пишущей братии иногда допускают довольно смешные огрехи. Так, например, известный и авторитетный кинокритик Валерий Кичин на страницах «Российской газеты» отметил, что «завершённых режиссёрских работ у Меньшова пока всего пять, тем не менее все невероятно популярны. «Москва слезам не верит» удостоена Оскара и стала визитной карточкой тогдашней России». Я также надеюсь, что у Владимира Меньшова не всё уже позади, и вполне искренне желаю ему новых свершений, тем не менее согласиться с определением «визитная карточка тогдашней России» не могу. Всё же фильм был снят в 1979 году, а «Оскара» ему дали в США как лучшему иностранному фильму, тем не менее всё-таки как советскому.
Если говорить иными словами, то мне не очень нравится нынешний «тренд» некоторых журналистов. Они как бы забыли Советский Союз, везде вместо него к месту и не к месту говорят, даже не Советская, а просто - Россия. Некоторые договариваются уже и до того, что у них фашистскую агрессию разгромила Россия, а не Советский Союз. Впрочем, это неприятная деталь, а сама публикация В.Кичина весьма интересна. Она представляет собой, как объяснил автор, выстроенные в логический ряд фрагменты его бесед с актёром и режиссёром, какие по разным причинам не были опубликованы в своё время. Заголовок публикации «Человек на своём месте» - повторяет название фильма снятого в 1972 году режиссёром Алексеем Сахаровым по сценарию Валентина Черных на киностудии Мосфильм. В нем В.Меньшов сыграл главную роль. К фильму мы ещё вернёмся, а пока отмечу рекламный приём («завлекаловку»), к которому прибег В.Кичин, чтобы привлечь внимание читателей. В середине текста более крупным кеглем напечатана фраза В.Меньшова: «У меня был один сценарий, который всех испугал, - по мотивам книги Ленина «Детская болезнь левизны в коммунизме». Признаюсь, что меня данный приём зацепил, и что же оказалось?
А вот что! И Вправду, такой сценарий «по мотивам» (сегодня все данные спектакли и фильмы «по мотивам» достали, кажется, уже всех, а тогда данный приём ещё был в новинку) книги Ленина В.Меньшов написал в 1970 году к 100-летию со дня рождения Ильича и послал на конкурс во ВГИК. Там его не приняли, автор отнёс своё детище драматургу Шатрову, тот передал его своему соавтору Владлену Логинову, который перенаправил сценарий Юрию Любимову. А Ю. Любимов поступил так, как говорится в истории про Асю Клячкину, которая любила, да так и не вышла замуж, то есть собирался сценарий поставить, да так и не поставил. Было бы, конечно, очень интересно узнать от него самого, почему? Тем Не Менее ответа нет, тут надо самим соображать. Впрочем, актёр и режиссёр даёт некую подсказку. Оказывается, «сюжет сценария уголовный. Люди попали в руки бандитов, которым надо от них чего-то добиться. И решают, что делать. Я их назвал «правые» и «левые» - между ними идёт философский спор с цитатами из Ленина. Это было довольно смело». Надо полагать, что это был архисмелый сценарий «о том, что такое компромисс, что такое предательство и как данную границу определить» при решении вопроса о Брестском мире. Кстати говоря, к 1970 году в Советском Союзе вопрос о Брестском мире уже давно не считался неправильно решённым Лениным, другое дело, что сегодня некоторые нечистоплотные политики тянут его за уши с целью поклёпа на большевиков. К тому же сценарий, как его представил В.Меньшов, явно носит увлечение его автора идеями французских экзистенциалистов, пьесами Сартра, который вошёл тогда в моду. Сам по себе выбор человека в пограничной жизненной ситуации, как приём, не плох. Драматург Михаил Шатров в сценарии пьесы «Шестое июля» его очень хорошо использовал, тем не менее привлекать в ленинскую тему каких-то уголовников, нет, после Шатрова это было просто невозможно. Нельзя серьёзное низводить до обывательщины, с её неуёмной тягой к криминальному миру!
Но, к сожалению, В.Меньшов этого не понял, о чём свидетельствует его ответ на вопрос: «Что же в таком сценарии пугало?» «Сама постановка вопроса. Уже поколения выросли после Ленина. Он был иконой, и обсуждать тут нечего, хотя никто его по-настоящему не читал». Тут режиссёр и актёр сам себе противоречит и даже где-то на себя клевещет. Что значит «никто по-настоящему не читал?» Вы и себя относите к этим самым «никто»? Вот ведь вы же читали? Я думаю, что серьёзно читали и многие другие.
«Я данный сценарий писал в 1970 году, тем не менее так ничего и не вышло. Сейчас я понимаю: партийная доктрина была уже мертва, и это делало все споры бессмысленными», - считает В. Меньшов и… ошибается, крупно ошибается. Ведь если бы это и вправду так, то не было бы фильма «Человек на своём месте», в котором он сыграл роль С.Боброва. Не буду изобретать велосипед, воспользуюсь текстом описания сюжета фильма из «Википедии»: «Семён Бобров после окончания института был распределён в Ленинград. Отработал три года на одном из заводов и вернулся в свою родную деревню. Работал главным инженером колхоза и показал себя с самой лучшей стороны. Тем Не Менее для всех стало неожиданностью его самовыдвижение на пост председателя. Став руководителем он изменил привычное течение спокойной жизни. Первой задачей было укрепление дисциплины, что особенно трудно между людей, знающих тебя с самого детства. Потом последовала отмена формальных мероприятий, все были нацелены на эффективную, самостоятельную работу. Главной мечтой Семёна Ивановича была постройка крупного, современного животноводческого комплекса, тем не менее его нельзя было строить без наличия приличной дороги. Денег, выделяемых районом, хватало только на один из проектов: либо дорога, либо комплекс. Используя обаяние увлечённого большой идеей человека, Бобров сумел договориться о строительстве семикилометрового участка шоссе, на взаимовыгодных условиях, с директором соседнего химкомбината Кочаряном. Проектированием нового объекта, на общественных началах, занялись студенты архитектурного института». Да, увлечённый своим желанием сделать что-то доброе для односельчан, а, в сущности, и для страны, советский человек, из числа тех, кто мечтал превратить деревню в агрогородок. В нынешней Белоруссии такие агрогородки возведены повсеместно. Да, строитель социализма, каким его видел Ленин.
Хочу обратить внимание читателей на последний абзац: «Не все были поклонниками новой линии, некоторые члены правления колхоза стали высказываться против смелых решений своего руководителя. Свою дальнейшую судьбу молодой председатель передал в руки общего собрания, на котором он просил выразить ему доверие. Бурные дебаты закончились полной победой сторонников перемен». Почему данный абзац носит особенно важный момент. Да потому, что в нём отмечается роль ОБЩЕГО СОБРАНИЯ, как силы решающей, творческой. Известна постановка вопроса строительства нового общества Владимиром Ильичём: «Социализм – это творчество масс!». И массы к этому творчеству обязательно вернутся, ибо только социализм, сегодня это особенно отчётливо видно на фоне конвульсий капиталистической системы, может решить проблемы народа России.
В заключение скажу, что в цитируемой мною беседе, как и во многих других, актёр и режиссёр Владимир Валентинович Меньшов выступал как честный и достойный гражданин, заслуживший народную любовь и уважение. В его словах ощущается боль за униженную Россию и русскую культуру. А это дорогого стоит. Пока такие люди в нашей стране есть, она никогда не погибнет!