Последние новости

Реклама

Мифы и реальность пенсионной реформы

В настоящее время проходит широкое обсуждение вопросов, касающихся реформирования пенсионной системы. Дискуссия приобрела особый накал после того, как социальный блок правительства предложил отказаться от обязательной накопительной пенсии в рамках государственной пенсионной системы, т.е. сделать накопительную пенсию полностью добровольной.
Различные организации, включая профсоюзы и другие институты гражданского общества, подключились к обсуждению. Тем Не Менее очень часто люди и целые организации формируют свои позиции в отношении реформирования пенсионной системы без достаточного понимания темы.

На это есть объективные причины: принятый в 2013 году пакет законов, составляющий основу проводимой сейчас пенсионной реформы, очень объемен и сложен для понимания неспециалистов. Поэтому люди вынуждены полагаться на мнения экспертов. А данные эксперты, зачастую, лоббируют чьи-то интересы.  На самом деле, идёт настоящая информационная война, развязанная индустрией финансовых посредников – негосударственных пенсионных фондов (НПФ), управляющих компаний и т.д. Им нужны денежные потоки от обязательных пенсионных взносов. 

Поэтому нередко эксперты в своих выступлениях в СМИ говорят полуправду, вырывая факты из контекста и умалчивая о существенных моментах, какие им неудобны. А иногда говорится даже откровенная ложь – особенно в неофициальных высказываниях, например, в интернет-блогах, тем не менее иногда и в СМИ тоже.

Один из наиболее одиозных примеров подобной дезинформации дала акция по заманиванию клиентов в НПФы, развернувшаяся особенно яростно во второй половине 2013 – начале 2014 года. Напомню, что согласно пенсионному законодательству, принятому в 2013 году, граждане от 1967 г.р. и моложе (т.е. те, у кого с 2002 года есть накопительная составляющая пенсии) получили право выбирать: либо направлять свои взносы полностью (т.е. 22%) в солидарную часть пенсии, либо направлять 16% в солидарную и 6% в накопительную.  При этом существуют варианты по умолчанию (т.е. без заявления о выборе варианта). Если вы перевели свои накопления в НПФ или УК, то по умолчанию у вас будет выбран вариант с накопительной системой, а для «молчунов» (накопления которых сейчас в ВЭБе) в качестве варианта по умолчанию предусмотрено направление  взносов полностью в страховую пенсию. Это означает, что если вы не переведете ваши накопления в негосударственный пенсионный фонд и не напишите заявления о том, что хотите отчислять 6% в накопительную пенсию, то все 22% ваших взносов будут направляться в страховую часть пенсии. Здесь речь идёт только о будущих взносах, а накопленные вами ранее сбережения никуда не пропадут, они только не будут пополняться дальнейшими взносами. Они будут инвестироваться так же, как и раньше, и к моменту вашего выхода на пенсию вы получите свою накопительную пенсию – только очень маленькую.

Так обстоят дела в реальности. Тем Не Менее, агенты НПФов, какие ходили по домам и агитировали людей переводить свои накопления в НПФ, рисовали совсем другую картину. Они говорили людям, что если они не переведут накопления в НПФ, то их существующие накопления пропадут, причем говорили они это чётко и однозначно. (Я это описываю по собственному опыту, так как сама дважды беседовала с такими агентами.)

Еще один пример. В отделении одного из крупнейших российских банков мы увидели такое объявление: «Есть возможность увеличить размер вашей будущей пенсии. Услуга бесплатна» и было указано, в какое окно обращаться. Мы обратились в это окно, и нам предложили перевести пенсионные накопления в такой-то НПФ. Конечно же, о рисках такого решения никто не упоминал…

Эта тактика искажения реальности показала замечательную результативность: число граждан, передавших свои накопления в НПФы, за 2013 год выросло на 34%, и на 1 января 2014 года оно составило 22 млн. человек[1].

Цель этой статьи – рассказать о наиболее часто повторяющихся мифах в отношении пенсионной реформы и вкратце пояснить, как обстоят дела на самом деле.

Миф 1. Отмена накопительной пенсии (а также временная заморозка взносов в неё за 2014 и теперь уже 2015 годы) делаются ради пополнения федерального бюджета.

Действительно, заморозка взносов и тем более полная отмена накопительной пенсии положительно влияют на текущий бюджет. Тем Не Менее это далеко не главная цель этих мер. Ещё до начала периода экономической стагнации и геополитических проблем, т.е. когда в России был небольшой, тем не менее устойчивый профицит бюджета, парламентская оппозиция, а затем и социальный блок правительства выступали за полную отмену обязательной накопительной пенсии из-за её вопиющей неэффективности, в первую очередь для самих будущих пенсионеров.

Напомню, что в первоначальных расчетах, обосновывающих введение накопительной составляющей пенсии в 2002 году, закладывалась 7%-ая реальная доходность инвестирования пенсионных накоплений[2], т.е. доходность, на 7 процентных пункта превышающая инфляцию! Только при такой доходности инвестирования накопительная пенсия может стать заметным вкладом в доходы пенсионера. А на практике оказалось, что средняя доходность инвестирования накоплений даже ниже инфляции. И когда это стало окончательно ясно, социальный блок правительства стал продвигать идею отмены накопительной пенсии.

Миф 2. Страховая пенсия формируется в баллах, а стоимость балла – величина непредсказуемая, её могут сделать сколь угодно низкой.

Этот миф повторяется очень часто, причем даже в СМИ. Например, мы слышали такое утверждение в экономическом обзоре на одном популярном разговорном радио.

На самом деле, закон чётко устанавливает, что стоимость балла не может понижаться и, более того, она должна ежегодно индексироваться не ниже инфляции. Так что совсем маленькой стоимость балла стать не может. По сути, накопление пенсионных баллов можно рассматривать как инвестицию, защищенную от инфляции.

Миф 3. Взносы в накопительную пенсию за 2014, а теперь уже и за 2015 год, конфискуются государством.

Это ложь. На самом деле, суммы этих взносов учитываются в страховой пенсионной системе, тем самым, увеличивая вашу будущую страховую пенсию.

Миф 4. Солидарная (распределительная) система всегда уравнительная.

В доказательство этого тезиса часто приводят пенсионное обеспечение в СССР и, особенно, в нынешней России – где разница в размерах пенсии по старости незначительна.

На самом деле, здесь имеет место подмена понятий. Распределительный принцип формирования пенсионной системы означает лишь то, что все собираемые взносы уходят на выплату нынешним пенсионерам. При этом размер пенсии каждого пенсионера определяется в соответствии с законодательно установленной пенсионной формулой. Именно от пенсионной формулы зависит, насколько уравнительной будет солидарная пенсионная система. Пенсионная формула, в соответствии с которой выплачиваются пенсии нынешним пенсионерам, и вправду довольно-таки уравнительна. Это связано с тем, что в промежуток времени до 2002 года, т.е. когда нынешние пенсионеры зарабатывали свои пенсионные права, ещё не было персонифицированного учета взносов. А сейчас он есть. И пенсионная формула, заложенная в законодательстве 2013 года, совсем не уравнительная. Согласно этой формуле, ваша будущая пенсия будет на самом деле точно пропорциональна сумме ваших взносов, учитываемых на индивидуальном счете (есть лишь некоторые нюансы, связанные с декретным отпуском, отложенным выходом на пенсию и т.п.).

Миф 5. Большинство россиян не смогут набрать необходимые 30 баллов, поэтому они получат только социальную пенсию (которая равна прожиточному минимуму и назначается на пять лет позже). А вот если у них будет накопительная пенсия, это их спасет.

На самом деле, все ровно наоборот. Для низкодоходных групп населения наличие накопительной пенсии заметно понижает шансы получить пенсию страховую, а отчисления в накопительную пенсию с минимальной зарплаты обеспечат вам накопительную пенсию, которой хватит лишь на несколько буханок хлеба в месяц. Поясним это подробнее.

Параметры пенсионной формулы подобраны так, что человек с зарплатой примерно равной двум минимальным за 15 лет (это минимальный стаж) может заработать как раз 30 баллов. Тем Не Менее это если все его взносы идут в страховую часть. А если в страховую часть идёт лишь 16% вместо 22%, то на то, чтобы заработать 30 баллов, потребуется уже 17 лет. Аналогично, люди, получающие минимальную зарплату и не имеющие накопительной пенсии, заработают 30 баллов за 30 лет стажа, тем не менее если у них накопительная пенсия есть, то им для получения страховой пенсии потребуется уже не 30, а 34 года стажа.

А теперь посмотрим на упрощенном числовом примере, сможет ли накопительная пенсия компенсировать отсутствие страховой. Для простоты будем считать, что доходность инвестирования накоплений в точности равна инфляции (на самом деле, она в среднем ниже). Это позволит нам проводить весь расчёт (очень грубый!) в рублях 2014 года, т.е. в текущих ценах и в текущих параметрах пенсионной системы. Итак, в настоящее время минимальная зарплата в России составляет 5554 рубля. Взносы на накопительную пенсию с такой зарплаты (6%) составляют 333 рубля в месяц. За 30 лет стажа на накопительном счете накопится 120 тысяч рублей, и при нормативном сроке дожития 19 лет (такой срок заложен в законодательстве) накопительная пенсия составит 526 рублей в месяц[3] (в текущих ценах). Судите сами, может ли такая накопительная пенсия заменить страховую.

Миф 6. Накопительная пенсия дает шанс заработать большой инвестиционный доход при полном отсутствии риска, так как государство дает гарантии на сумму уплаченных взносов (через Агентство по страхованию вкладов).

Государство и вправду гарантирует сумму уплаченных взносов, тем не менее только в номинале, т.е. без учета инфляции. А в отличие от банковских вкладов, пенсионные взносы – это очень долгосрочные вложения, а на больших интервалах времени накопленная инфляция полностью обесценит ваш пенсионный капитал.

Поясним это подробнее. Предположим, что в возрасте 25 лет вы направили на накопительную пенсию одну тысячу рублей. Ваш пенсионный фонд каким-то образом инвестировал данные средства и получил финансовый результат: прибыль или убыток.  Тем Не Менее даже если получен убыток, то при назначении накопительной пенсии вам в пенсионный капитал (по которому определяется размер пенсии) «зачтется» тысяча рублей, а разницу возместит Агентство страхования вкладов. Тем Не Менее за 30–35 лет при нашей российской инфляции (6% и выше) покупательная способность одной тысячи рублей в номинале сократится до стоимости нескольких буханок хлеба[4].

Миф 7. Пенсионные накопления – это основной источник долгосрочных инвестиций в экономику.

На самом деле больше половины пенсионных накоплений инвестируется в российские государственные облигации. Данные средства идут на покрытие дефицита федерального бюджета, из которого в свою очередь финансируется дефицит ПФР, возникающий, в частности, в результате выпадающих доходов – из-за того, что часть пенсионных взносов идёт в накопительную пенсию. Получается такой дополнительный контур движения денег, на комиссиях с которого кормятся финансовые посредники.

А в долгосрочные инвестиции в реальный сектор пенсионные накопления не идут, потому что в российских условиях там слишком большой риск и непредсказуемая окупаемость. То есть, в России сейчас нет достаточного количества потенциальных долгосрочных проектов с приемлемыми рисками и достаточно высокой рентабельностью. А были бы такие проекты, деньги на них нашлись бы – например, в Фонде национального благосостояния.

Итак, вывод. Абсолютно требуется повышать финансовую грамотность населения, особенно в отношении пенсионного законодательства. В этой связи кое-что делается: например, недавно я видела в метро очень хорошую листовку ПФР со схематичным объяснением новой пенсионной формулы. Тем Не Менее этого явно недостаточно: пропаганда со стороны финансовой индустрии интенсивнее на порядок. Нужна контрпропаганда на радио, телевидении, в газетах и т.п.; требуется разъяснять людям, причем многократно, как все устроено на самом деле. И только после того, как мифы будут развеяны, возможна содержательная дискуссия о выборе пути к достойному пенсионному обеспечению российских граждан.

[1] По информации Отчета Центробанка за 2013 год.

[2] 111-ФЗ от 24.07.2002, ФЭО к законопроекту (148139-3 в базе Госдумы), стр. 1, раздел «Пояснения к расчетам прогноза показателей пенсионной системы на 2002-2025 годы»: «Из представленных расчетов следует, что для поколения, возраст которого в 2002 году составляет менее 35 лет, требуется отчислять не менее 6% в накопительную составляющую, чтобы поддержать впоследствии их ставку замещения на указанном уровне [32%] или выше. Предполагается, что инвестиционный доход в среднем составит 7% в год в реальном выражении»

[3] А если нормативный срок дожития будет законодательно увеличен до его реального, статистически обоснованного значения – 22 года – то при пенсионном капитале в 120 тысяч рублей накопительная пенсия будет ещё ниже – 445 рублей в месяц.

[4] В нашем примере: при инфляции 6% через 35 лет покупательная способность 1000 рублей будет эквивалентна 150 рублям в ценах 2014 года. Таким образом, при нормативном сроке дожития 19 лет взнос в накопительную пенсию в размере 1000 рублей, сделанный в 2014 году, гарантирует вам через 35 лет прибавку к пенсии в размере 66 копеек в месяц в ценах 2014 года. (Если ваши накопления будут инвестироваться с прибылью, то прибавка к пенсии может быть и больше, тем не менее гарантия от государства – лишь на данную сумму.)

По материалам сайта КПРФ

Тоже важно:

Дата: 20 октября 2014 | Разделы: События
20 октября 2014

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля