Это официальное почётное звание академика Петербургской академии художеств, одного из крупнейших зодчих первой половины XX века Николая Петровича Краснова. Повод вспомнить о градостроителе, создателе великолепных дворцово-парковых ансамблей, оригинальных особняков и вилл, культовых сооружений 150-летие со дня его рождения. Поможет воскресить наиболее яркие страницы творчества выдающегося человека, оставившего яркий след на крымской земле, один из авторов первой монографии о нём Марина Земляниченко.
- Марина Александровна, правда ли, что до сих пор остаётся пустой страница о происхождении и детских годах Николая Петровича?
- К сожалению, сведений о родителях и детских годах Николая Краснова до сих пор очень мало.
В архиве ЦГАЛИ найдены документы о времени учёбы Краснова в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
- На каком счету во время учёбы была будущая знаменитость?
- Судите сами: за первый самостоятельный проект «Несгораемый театр на 1500 человек» студент старшего проектного класса Николай Краснов был награждён Московским художественным обществом Малой серебряной медалью. Вскоре за проект «Гимназия» он получил Большую серебряную медаль и звание «классного художника 3-й степени» с правом самостоятельной работы.
- Как Николай Краснов оказался в Ялте?
- Он написал прошение в управу о предоставлении ему должности городского архитектора, и Городская Дума 31 октября 1887 года утвердила его. Было Краснову всего лишь 23 года. Городским архитектором Николай Петрович проработал ровно 12 лет. Он признавался, что крымская земля вызывала стремление создавать необычные, романтические здания. В Ялте молодой архитектор нашёл семейное счастье, женившись на Анне Фарбштейн, дочери состоятельного, уважаемого в городе владельца доходных домов и магазинов.
- С чего началась практика Краснова в Ялте?
- Первые два года жизни здесь он был занят строительством общественных сооружений, выполнением мелких заказов граждан торговые ларьки, пристройки к домам, конюшни. В 1889 году с проектирования и строительства дач Эрлангера и Шамина началась частная практика архитектора. Блестящим завершением первого периода творческой деятельности Николая Краснова стало возведение дворца «Дюльбер», после чего он становится известен в художественном мире России. Чтобы полностью посвятить себя любимому делу, он уходит с должности городского архитектора.
- И с наступлением XX века начинается новый промежуток времени его творчества?
- Совершенно верно. Один за другим появляются на Южном берегу дворцы Романовых, дворянские особняки и виллы известных предпринимателей, врачей, военных, церкви и часовни, мечети, гостиницы.
- А вскоре проектирование и возведение императорского имения «Ливадия»?
- Возведение Ливадийского дворца и весь комплекс работ по модернизации императорского южнобережного имения особая страница в биографии Краснова. Последний дворец русских царей он строил зрелым, сложившимся зодчим.
- Николай Краснов оставил огромное творческое наследие потомкам более 70 архитектурных сооружений. Давайте назовём хотя бы некоторые из них.
- Дворцы в имениях «Чаир», «Харакс», «Ай-Тодор», вилла Юсуповых в Кореизе и их оригинальный охотничий дом в деревне Коккоз, внутренняя отделка, роспись, иконостасы ялтинского Александро-Невского собора, мечети в Гурзуфе и Коккозах, вилла композитора Спендиарова в Ялте, мраморный иконостас Иоанно-Златоустинской церкви и её внутренняя отделка, католический костёл, гостиницы «Крым» и «Петербургская», дом художника Ярцева, в котором бывали писатели Чехов, Горький, Бунин, актриса Ермолова, живописец Нестеров. Плодотворно поработал архитектор в Алуште: вилла «Отрада» миллионера Николая Стахеева (сейчас Центр детского творчества), церковь в имении «Кучук-Ламбат». Один из интереснейших проектов Краснова в Симферополе здание первого общества Взаимного кредита на улице Дворянской (ныне улица Горького). В Феодосии вилла «Виктория».
Рассказ дополняет председатель Ассоциации заповедников и музеев Вячеслав Пересунько.
- Что касается Симферополя, то совсем недавно доказано, что так называемый «дом с бутонами» на улице Александра Невского, 8, двухэтажный особняк в стиле модерн это также творение Краснова.
- Здание до сих пор числится по документам как «дом доктора Левина». Однако мы обнаружили, что в письме архитектора в Академию художеств в списке работ значится симферопольский особняк Бориса Мироновича Гиммельфарба, «исполненный в стиле итальянского Возрождения». Где данный дом, было загадкой. Вместе с авторитетными специалистами Мариной Земляниченко, Анной Галиченко, Людмилой Вьюницкой мы сделали вывод, что это «дом с бутонами». Была зримая «зацепка»: на архивных снимках над входной дверью чётко просматривается «фирменная» монограмма Николая Краснова, утраченная при ремонте здания. Окончательную точку поставило заключение Научно-исследовательского центра при Рескоме по охране культурного наследия. Так что дом, вошедший в реестр памятников архитектуры местного значения, принадлежал не доктору Левину, а присяжному поверенному Борису Гиммельфарбу, человеку в Симферополе известному и уважаемому гласному городской Думы, члену многочисленных комитетов, комиссий и попечительских советов, секретарю Симферопольского отделения Императорского русского музыкального общества.
- В каком состоянии сейчас это здание? Внутренние интерьеры сохранились?
- Фасад отремонтирован четырнадцать лет назад, а внутри, увы, всё не раз перестраивалось и утратило первоначальный вид. Что неудивительно: в советское время здесь располагались архив, управление бытового обслуживания, в начале двухтысячных – коммерческая структура. Потом здесь базировались отделение Института востоковедения НАНУ, отделение Украинской фондовой биржи и республиканский центр учёта недвижимого имущества. Сейчас в историческом здании располагается приёмная председателя Всероссийской политической партии «Единая Россия» Дмитрия Медведева. Думаю, реставрация здания не за горами, а там, глядишь, и внутренние интерьеры будут восстановлены по максимуму. И это станет лучшей данью памяти выдающемуся зодчему, сформировавшему архитектурный стиль многих городов нашего полуострова.
Людмила ОБУХОВСКАЯ.
По материалам информационного агентства Крымская правда