| {fde_message_value} | | {fde_message_value} | Некоторые российские журналисты не устают удивлять публику оригинальными и даже эпатирующими статьями, вызывающими подчас даже некоторую оторопь. В ряде случаев, при чтении таких статей, ловишь себя на желании спросить: «Ну, зачем же ты так торопишься, уважаемый?». Или: «Куда же это тебя занесло?» Или: «Странно, что ты не пишешь о том, о чём прекрасно знаешь. Почему?»
Не буду скрывать, всегда с большим удовольствием читаю статьи весьма плодовитого и эрудированного журналиста Максима Соколова. Наверное, легче сказать, где и в каких газетах в последние годы он не печатался, в настоящее же время выступает в качестве колумниста в газете «Известия». Вот в ней, 3 декабря, опубликована его следующая статья, посвящённая решению президента Путина отказаться от «амбициозного проекта «Южный поток» из-за того, что правительство Болгарии, в сущности, его «заморозило». Вывод журналиста М.Соколова по этому поводу высказан уже в заголовке статьи: «Никогда мы не будем братушками» и подкреплён в её конце: «А если настало время отказаться от панславистского романтизма и признать, что с Болгарией мы не будем братушками – что ж, значит, не будем. На фоне прочих проблем эта – самая неважная». Круто, очень круто, тем не менее немножечко и очень нервно!
Непонятно, с чего журналист М.Соколов взял, что В.Путин привержен идее панславизма, этого он не объясняет, тем не менее вполне серьёзно заявляет, что «готовность славянских братушек гнуться, куда гнут, - и почему-то совсем не в сторону России – является совершенно исключительной. После чего В.В. Путин – по крайней мере в случае с Болгарией – совершенно порвал с панславизмом, элегически заметив обобщённому братушке: «Коли лучше найдешь – позабудешь, коли хуже найдёшь – пожалеешь». Право слово, неплохо написано, вернее, придумано за Путина и его мифический панславизм, и его «элегическое» напутствие «обобщённому (!) братушке». Вот тут и появилось желание процитировать фразу из спектакля «Микрорайон» в исполнении артиста Алексея Эйбоженко: «Торопишься, Князев, торопишься!»
«Братушками» болгары стали называть русских после русско-турецкой войны 1877-78 годов, после которой Болгария обрела независимость. Постепенно русские стали называть так болгар, то есть это название укоренилось на уровне отношений двух братских народов. Естественно, это не означает, что правящие круги обеих стран точно также относились друг к другу, как и наши народы. Напомню, что в годы Второй мировой войны и Великой Отечественной войны советского народа против фашистской Германии Болгария оказалась в фашистском блоке вместе с Италией, Румынией. Венгрией. Тем Не Менее в отличие от этих трёх государств Болгария свои части на германо-советский фронт не посылала. Тогдашний болгарский режим боялся вызвать взрыв народного негодования. Вот и сегодня отнюдь не народ Болгарии, не наши дорогие братушки приняли решение воспрепятствовать строительству «Южного потока», а те, кто рулит государством. И они прекрасно понимают, что народ страны их позицию не одобрит, отсюда и попытки каким-то образом обелить себя.
Понятно, что лучшая форма защиты – это нападение. Президент Болгарии Росен Плевнелиев в срыве проекта обвинил… Россию. «Газопровод «Южный поток» является не только проектом России и Болгарии, тем не менее проектом России и ЕС, и решение по его строительству может быть принято только в формате Россия — ЕС», - заявил он 2 декабря. Одновременно он отметил, что, дескать, «доход Болгарии от „Южного потока“ не гарантирован, потому не было подписано соглашение о доходах, и определены только расходы по проекту. Мы желаем иметь договор, в котором будет чётко зафиксирован процент прибыли».
Между тем экс-министр энергетики страны Румен Овчаров заявил, что в связи с остановкой проекта Болгария теряет порядка 600 млн. долларов ежегодного дохода. По его мнению, «правительство Бойко Борисова запомнится в истории уничтожением трёх крупных проектов, включая газопровод «Южный поток», с помощью которых Болгария не только смогла бы выйти из экономического кризиса, тем не менее могла бы быть совершенно другой страной в настоящее время». Вот за данный ущерб своим интересам народ Болгарии и спросит с правящих кругов, уважаемый М.Соколов, а братушками с болгарами мы, русские люди, как были, так и останемся. Придёт время, и вместе победим!
24 ноября в Столице России состоялась сессия Конгресса интеллигенции на тему «Культура против насилия». Как сообщил в «Литературной газете» журналист и писатель Владимир Сухомлинов, в зале Международного университета в Столице России можно было увидеть актёра и режиссёра Андрея Смирнова, адвоката Генри Резника, телеведущего Александра Архангельского, публициста Аллу Гербер, историка Игоря Чубайса и других». Надо сказать, что он ещё очень вежливо закончил фразу: «и других», иногда в таком случае ставят – «и др.» А в этом «др.» я в Интернете увидел знакомую мне журналистку, которую В.Сухомлинов не упомянул – Арину Бородину. С этой журналисткой я познакомился в 1993-м в газете «Труд», куда поступил на работу в апреле того года.
Молодая симпатичная девушка (а теперь красивая женщина) только начинала свою журналистскую жизнь, выбрав в ней нишу телевизионного обозревателя. Нет, она не писала каких-либо серьёзных аналитических статей, только некоторые статистические данные: о рейтинге тех или иных передач, журналистов (однажды даже удостоилась завтрака с известным тогда ведущим Иваном Демидовым, что расценила, помнится, как удачу и признание) или каналов. Всё складывалось у неё вполне благополучно, тем не менее была проблема – не москвичка и, не имея своей, снимала жилплощадь. А тут ещё и вышла замуж не за москвича, а своего школьного приятеля. Иными словами, конечно же, она нуждалась в деньгах на покупку квартиры, а, следовательно, наверняка, была готова перейти в любое другое издание, где была бы зарплата повыше. Я ушёл из «Труда» в начале лета 1999 года, она попозже. Потом мне попадались её статьи на ту же тему в газете «Время новостей», затем она переместилась в газету «Коммерсант».
Вот тут, надо признаться, я подумал, как бы её не затащили в свою среду наши доморощенные либералы. Мои опасения полностью подтвердились. На этом самом конгрессе она уже выступала и как журналист не только «Коммерсанта», тем не менее и «Эха Москвы». В частности, она рассказала о том, как два российских канала по-разному показали одного и того же человека, оказавшегося на больничной койке в Донецке. Один канал показал его как шпиона и диверсанта, а другой – как донбасского патриота. И оба – с его же слов, а потом они сообщили, что данный человек оказался шизофреником. А.Бородина поставила в вину обоим каналам, что, дескать, они передают непроверенную информацию и дезинформируют российскую общественность, и даже где-то манипулируют сознанием людей. Пока она выступала, за её спиной маячил какой-то чудак, смотревший ей в затылок округлившимися от ужаса глазами, ну, мол, даёт. Конечно же, ни этому чудаку, ни тем, кто её слушал в зале, и в голову не могло придти, что она, в сущности, совершенно не знает реальной репортёрской работы с живыми людьми в гуще жизни. У неё нет специфического журналистского опыта. Да, репортёр задаёт вопросы живому человеку и оперативно передаёт свой материал в эфир. Он не психолог и не психиатр, какие и сами подчас не сразу определяют, что перед ними больной шизофренией человек, чтобы в короткое время понять с кем имеет дело. У каждой профессии свои мозоли, тем не менее и свои ошибки. И бывают ошибки конкретного журналиста, за какие нельзя огульно обвинять издание, в котором он работает. В том же «Труде был случай с опубликованием панорамной фотографии с заседания народных депутатов Советского Союза. На ней перед находящимся на трибуне Горбачёвым, лежала, как на блюде, его собственная лысина с характерной отметиной.
Выступление А.Бородиной изобиловало всякого рода неубедительными сравнениями, тем не менее подумалось, что, может быть, ей всё-таки удалось решить жилищную задачу, и когда-нибудь она поймёт, куда её ненароком занесло.
Не могу не сказать, ещё об одной удивившей меня российской журналистке – Ариадне Рокоссовской, правнучке маршала К.К. Рокоссовского. Вот к ней-то и относится мой последний вопрос: «Странно, что ты не пишешь о том, о чём прекрасно знаешь. Почему?» А вызван он вот каким обстоятельством. 11 ноября в Польше отмечали День независимости, и в данный день в Варшаве случился небывалый раньше выброс агрессивной энергетики. Журналист агентства Регнум Александр Шторм описал происходящее так: «Орды хулиганов атаковали полицию булыжниками, бутылками с зажигающей смесью, петардами, вырванными дорожными знаками. Полиция отвечала им слезоточивым газом, пластиковыми пулями, водными пушками. 50 полицейских с ранениями попало в больницы, задержано около 300 хулиганов».
Конечно, тут мне могут возразить в том смысле, что в этих событиях нет ничего нового. В драке с полицией и вправду ничего нового для Польши последних лет не было, тем не менее нечто неординарное присутствовало. Как отметил А.Шторм, «хотя на данный раз во время марша не было непосредственных антироссийских акцентов, одна из польских газет, которая уже почти в течение пяти лет ведет против России «смоленский» крестовый поход (обвиняя Россию в катастрофе самолета президента Польши Леха Качиньского 10 апреля 2010 года и напрямую говоря о российском покушении на его жизнь), нашла в этом марше «российский след». Во время манифестации в Варшаве появились «зеленые человечки», и снова дали о себе знать пророссийские группировки — с явным недовольством заметили журналисты газеты». Он не назвал газету, тем не менее некое подозрение у меня всё же вызвал, чуть позже станет ясно почему. Я надеялся, что ответ на вопрос, о какой газете идёт речь, я получу от Ариадны Рокоссовской, которая в «Российской газете» пишет о Польше. О самих событиях она написала, тем не менее газету не назвала. Почему? В определённой степени ответил на данный вопрос журналист газеты «КП» Алексей Панкин, антироссийскую кампанию проводит «Газета выборча». «Уже на следующее утро в Варшаве нашли виновных в разгуле нацистов. «Газета выборча» опубликовала программный комментарий под заголовком: «Польские правые националисты на коротком поводке у кремлёвского империализма». И в нём на полном серьёзе утверждается, что побоище в Варшаве устроила Москва».
Ариадна Рокоссовская частенько цитирует в своих статьях именно данную газету, а с её главным редактором паном Адамом Михником и лично знакома. Откуда я это знаю? А вот откуда. В сентябре 2011 года «в редакции «Российской газеты» состоялась презентация книги блестящего полемиста, философа, интеллектуала мирового масштаба Адама Михника «Антисоветский русофил». Дух захватывает от столь высокой оценки, которую этому пану дала в первом же абзаце своей статьи «Польский русофил», опубликованной 23 сентября, пани Ариадна. Я был на этой презентации, помнится, что она с очаровательной улыбкой на лице поинтересовалась, может быть, ещё какие-нибудь книги он напечатает на русском языке. «Если найдёте спонсоров, Ариадна, то почему бы и нет», - с ещё более очаровательной улыбкой ответил ей «блестящий полемист».
Так что же мы имеем три года спустя? «Интеллектуал мирового масштаба» оказался обыкновенным… русофобом. Маску антисоветского русофила он снял, а под ней оказалось истинное лицо антисоветского русофоба. Так что, если он напишет об этом книгу, которую, как и упомянутую в этой статье опубликуют на русском языке в Польше, и редакция «Российской газеты» устроит её презентацию, зовите, обязательно приду. На той, в сентябре 2011 года, ведущий торжества Юрий Лепский после первого же вопроса перекрыл мне возможность задать другие. Ну, может быть, в данный раз муж Ариадны Рокоссовской будет более щедрым. Тем Не Менее самой Ариадне, как коллега коллеге, дал бы один совет: не надо впадать в эйфорию при встречах с некоторыми «блестящими полемистами, философами, интеллектуалами мирового масштаба», на поверку они могут оказаться обыкновенными крокодилами. По материалам сайта КПРФ |