19 декабря на пленарном заседании Госдумы депутат фракции КПРФ В.А. Коломейцев задал вопрос министру финансов России А.Г. Силуанову.
В.А. Коломейцев:
- Уважаемый Антон Германович! Почему в связи со снижением цены на нефть падение курса национальной валюты в ряде нефтедобывающих стран, в том числе, и находящихся длительное время в режиме западных санкций, (к примеру, Иран) составило всего 9-10 процентов, а падение рубля больше 100 процентов? Может, потому что в этих странах есть жёсткий контроль за продажей части валютной выручки экспортёрами, а у нас его не оказалось?
И второе. Каковы сроки возмещения коммерческими банками предлагаемого законопроекта размещения бюджетных средств? Или бюджетный триллион рублей передается банкам безвозмездно?
А.Г. Силуанов:
- По первому вопросу, уважаемые депутаты.
У нас с вами в экспорте нашей страны 70 процентов составляют углеводороды. И, безусловно, изменение цен на них самым прямым образом влияет на ситуацию с платёжным балансом. И мы вынуждены здесь действовать либо путём продажи золотовалютных резервов, поддерживая курс, либо курс ослабевать, ослаблять, что, собственно, и произошло.
Поэтому, на наш взгляд, предложения о возврате к прежним механизмам контроля за валютной выручкой - это шаг назад. Почему? Объясню. Потому что, предположим, мы введём обязательную продажу валютной выручки. Ну, продаст экспортёр валютную выручку, а завтра пойдёт и купит её. Значит, чтобы он не купил, значит, нам требуется иметь контроль за операциями в валюте по этому экспортёру. Это уже гораздо сложнее.
То есть это требуется такие вводить, знаете, серьёзные контрольные функции. И я вас уверяю, даже если мы посадим комиссаров своих во все наши организации, какие занимаются экспортом, всё равно найдутся механизмы, не переводы валютной выручки из-за рубежа сюда, всё равно найдутся механизмы, когда валютная выручка не будет поступать к нам в страну, и мы, наоборот, откатимся, понимаете. Вот доверие к валютным рынкам ещё больше упадёт.
Мы рассматривали различные предложения экономистов на данный счёт. Тем Не Менее правительство однозначно считает, что это шаг назад, это, наоборот, потеря полностью доверия к нашим финансовым рынкам и к банковской системе. Мне кажется, абсолютно неправильно рассуждать... Вот некоторые, я ещё раз говорю, экономисты так думают, что это будет лучше. Наоборот, мы столкнёмся с серьёзным ухудшением притока валюты в страну.
Что касается сроков. Мы и вправду будем выпускать облигации федерального займа на срок. Данные средства и данные активы будут нам возвращаться. И я также говорил об этом в докладе, о том, что это не прямой расход денег. Это деньги для... Во-первых, не все они, я думаю, что, может быть, и не все они будут задействованы. У нас есть право - до 1 триллиона использовать такие размещения.
Поэтому данные ресурсы к нам вернутся, и мы получим обратно поступление бумаг в активы государства. Спасибо.