| {fde_message_value} | | {fde_message_value} | Надо быть реалистом: начало нового политического сезона миросообщества наглядно демонстрирует его подчиненность и открытость самым тревожным и опасным трендам минувшего 2014 г. Накопленная в предыдущий промежуток времени "критическая масса" международных отношений, связанная с кризисом суверенной государственности, нигилистическим подходом многих стран к соблюдению международного права, с идеологическим и прикладным диктатом ряда международных структур типа НАТО и Евросоюза, консервацией нерешаемых проблем (демилитаризация космоса), возрождением духа и практики холодной войны в лице, прежде всего, внешнего поведения США и других лидеров северо-атлантического альянса, другими негативными факторами, уже в январе 2015 г. предложила свою режиссуру, свои либретто и сценарий развития геополитики и геоэкономики.
События первых недель 2015 г. наглядно показывали, что проблем (как внутреннего, так и международного свойства) у государств и их объединений более, чем достаточно. Ясна и линия на их возрастание, реальные сложности в поиске согласованной и эффективной мотивации к их разрешению на принципах права, демократии и справедливости. Не преувеличен ли такой подход? Не закрывает ли он возможности прогрессивного регулирования многих актуальных вопросов? Не говорит ли он о полной или значительной недееспособности миропорядка и международной законности?
Да, ситуация, которая складывается сегодня в разных регионах Земли, весьма и весьма непростая. Её последствия видны в различных сферах - идеология, экономика, политика, международное сотрудничество, дипломатия. Кризис есть кризис. Подтверждение тому недавние террористические акты во Франции, какие показали наличие сонма проблем. От роста актов радикального ислама до неэффективности западных властей в создании полноценных систем безопасности личности и общества, от отсутствия позитивного межнационального и межконфессионального диалога, диалога цивилизаций, к чему многократно призывает ООН, до сбоев в работе структур Европейского Союза.
Эта картина отягчается другими процессами, берущими свое начало в 2014 г. и даже ранее. Пример тому – эскалация украинского конфликта, жертвами которого по последним данным ООН стали более 4,7 тысяч мирных жителей, более 10 тысяч были ранены. Он замешан на русофобии, игнорировании общепризнанных прав человека, совершении киевской властью триады преступлений – против человечности, мира и военных. К этому следует добавить и продолжение санкционного абсурда в отношении России, политики, которая игнорирует объективные интересы мировой торговли, запросы в устойчивой финансовой системе, отравляет атмосферу взаимопонимания в международном сообществе государств и народов. Её инициаторы – США, Евросоюз, их партнеры (Канада, Япония, Австралия) уже теряют чувство реального, способность думать и действовать, исходя из потребностей общего мира и порядка, основанного на принципах международного права.
Более того, мы видим, что именно западные страны все более и более активно становятся в ряды тех акторов, какие в реальных условиях содействуют международно-правовому нигилизму. Такое поведение "великих" стимулирует и антидемократические взгляды их саттелитов. Пример – антиисторические, антироссийские, да и просто абсурдные заявления премьер-министра Украины А.Яценюка в отношении II Мировой войны, смысл которых – Россия (Советский Союз) были тогда, 70 лет назад, в числе агрессоров. Что это – элементарная политнеграмотность, неспособность ознакомиться с решениями Нюрнбергского трибунала над главными фашистскими преступниками или что-то другое. Скорее последнее, суть которого пересмотреть исторический вклад советского народа в мироустройство, становление региональных систем безопасности, обелить тренд политической власти Украины на поддержку идей фашизма, национализма, исторического реванша, активно проявляющих себя в современном украинском обществе.
К большому сожалению, подобные политики вписываются в официальные шаги властей других европейских стран, для которых нацизм, иные радикальные идеи становятся привлекательными трендами национальной идентификации. Политические силы этой ориентации обнаруживаются в Бельгии, Германии, Нидерландах, Литве, Эстонии, Латвии, Швеции и других странах. Не случайно в числе тех, кто голосовал недавно против резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, посвященной осуждению, актов и идеологии нацизма в мире, были США, Украина, Канада и иные страны.
Приведенные факты вызывают огромное разочарование политико-нравственным, духовно-историческим, международно-правовым состоянием мирового сообщества. Особенно в преддверии важных общественных дат – 70-летия окончания II мировой войны, 70-летия образования Организации Объединенных Наций, 40-летия подписания Хельсинского Заключительного Акта по вопросам безопасности и сотрудничества в Европе. Казалось бы, данные исторические вехи должны были стать предпосылкой демонстрации согласия и единства государств в решении проблем международной Повестки дня, создавать условия для мобилизации ресурсов в духе уважения демократии, императивных норм международного права, проведения объективного мониторинга состояния дел глобальной цивилизации. Но, как мы видим по началу 2015 г., перейти к такой линии поведения, к эффективной многосторонности и универсальности мироуправления, достаточно непросто.
Существуют к тому же и политические силы, какие заинтересованы прямо или косвенно в нагнетании напряженности межгосударственных отношений, консервации угроз и вызовов миропорядка, используя при этом приемы политической демагогии и спекуляции. Несомненно, одно из главных направлений – подпитка русофобии и других идеологических конструкций разрушительного толка. Между них и представители серьезных политических сил – ХОС/ХСС в Германии, республиканское крыло Конгресса США, фракция народников Европарламента. Соответствующий контингент обнаруживаем и в составе парламентских структур Совета Европы, ОБСЕ, НАТО и других международных организаций.
На этом фоне может сложиться впечатление о бесперспективности изменения действующих тенденций, неспособности сторонников позитивного и устойчивого развития переломить негативные позиции. Но подобные оценки можно минимизировать. Требуется видеть объективные ресурсы и механизмы перелома, перестройки и совершенствования миропорядка. Таковые существуют, и их потенциал миротворчества значителен. В данный клайстер входят Россия и Китай – постоянные члены Совета Безопасности, другие участники БРИКС, многие сторонники Движения неприсоединения, государства СНГ, ОДКБ, ШОС. Особое место занимают структуры международного левого движения, в которых активное участие принимает КПРФ. Известно, что она сотрудничает сегодня со многими из 115 коммунистических и рабочих партий 90 стран мира.
Говоря о перспективах возрождения в международном сообществе идей взаимоуважения, суверенитета, безопасности, формирования демократического правопорядка, следует видеть значительное число их сторонников в лице многих стран – членов ООН, видных политических движений и партий центристского и левого фланга. Возможности для согласования и концентрации их усилий на пути миросозидания, строительства интернационала сторонников права, моральных ценностей, здравомыслия и прагматизма очевидны. Именно эта группа международно-дееспособных акторов призвана, во-первых, разработать доктрину антикризисного развития мира, а во-вторых, обеспечить её материализацию на деле, в практике национальных дипломатий и международных институтов.
Приоритетное место в этой работе следует отвести сотрудничеству в рамках ООН. Актуально проведение на полях Организации специального заседания Совета Безопасности с участием глав государств - постоянных членов СБ, инициирование Конгресса народов мира, всемирная поддержка Диалога цивилизаций, включая его межконфессиональную составляющую, объявление нового десятилетия содействия прогрессивного развития международного права, стимулирования практики межпарламентского измерения.
Высоко оценивая возможности ООН, нельзя забывать и о задачах совершенствования в условиях кризиса всемирной политики и экономики и других, в частности региональных, международных организаций. Мы знаем, что очень часто именно они опаздывают с социальной реакцией на тенденциозные и радикальные проявления в международных отношениях. Более того, некоторые из них, например, Европейский парламент, сами подчас играют роль источников негативизма, в частности, русофобства.
Естественно, в антикризисной стратегии XXI века существенна со всех точек зрения деятельность современных государств. Их работа по позитивному вектору, курсом созидания, соблюдения международного права и норм Устава ООН. Жизнь ставит, без всякого преувеличения, особые, стратегические по сути, задачи и перед Российской Федерацией – преемником и последователем Советского Союза, охранителем всего того положительного потенциала, который был накоплен советским государством, включая международные договоры и соглашения с его участием. Действующая Концепция внешней политики РФ 2013 г. дает широкие возможности для разработки российской оферты для регулирования современного мирового кризиса. Этим надо воспользоваться всем ветвям власти – президентской, исполнительной, законодательной, судебной. Разговор на тему "что делать" следует вести на всех политических площадках – Федеральное Собрание, Совет Безопасности, МИД, Минобороны, другие заинтересованные ведомства.
Проблемы борьбы с "критической массой", конечно волнуют большинство стран мира. Эта проблема глобальная. Дискуссии на данную тему дают многие прикладные предложения. Важно, чтобы они не исчезли из поля зрения государственных и общественных институтов. И в этом смысле назревает необходимость проведения по инициативе КПРФ международной встречи (круглого стола) представителей левых движений и партий для анализа сложившейся ситуации, накопленных проблем и разработки программных антикризисных мер как национального, так и мирового уровня. Только такой консолидированный подход обеспечит преемство позитивного капитала, его наращивание и прогрессивное развитие, его способность преодолевать сопротивление сил регресса, разрушения, юридического нигилизма. Тогда не будет предпосылок и для тезиса о преемстве антипозитива. Все логично и, главное, справедливо, в том числе и по историческим меркам.
По материалам сайта КПРФ |