Депутат Государственной Думы, член Комитета ГД по обороне Вячеслав Тетёкин направил письмо президенту РФ с просьбой восстановить социальную справедливость в отношении военных пенсионеров.
Письмо также подписали депутаты-коммунисты Государственной Думы Н.В. Арефьев, В.И. Бессонов, Н.Н. Иванов, В.Н. Иконников, В.М. Мархаев, С.В. Муравленко и И.И. Никитчук. Таким образом, депутаты поддержали обращение ветеранов Вооруженных Сил к главе государства, опубликованное в газете Военно-промышленный курьер.
Напомним, В.Н. Тетёкин инициировал законопроект о ликвидации несправедливого коэффициента 0,54 при начислении пенсий бывшим военнослужащим. По состоянию на сегодняшний день, рассмотрение этого законопроекта в Государственной Думе всячески тормозится.
Очевидно, с одной стороны, у российской верхушки нет ни малейшего желания тратиться на военных пенсионеров, особенно с учетом кризисной ситуации, в которую они же и вогнала страну. С другой стороны, она боится социального взрыва, который неизбежно возникнет при отказе в восстановлении справедливости.
Ниже публикуем текст послания:
Уважаемый Владимир Владимирович!
9 января 2015 года к Вам обратилась группа ветеранов Вооруженных сил РФ и МВД России (опубликовано в еженедельной газете Военно-промышленный курьер №1 от 14 января 2015 года) с просьбой решить вопрос о восстановлении конституционных прав и социальных гарантий пенсионеров Министерства обороны России и приравненных к ним лиц.
Они полагают, что действующее бюджетное законодательство нарушает права военных пенсионеров. Мы знакомы с аргументацией письма и полностью её разделяем.
В сложившейся ситуации только Вы, как президент и Верховный главнокомандующий, можете решить данный вопрос. Мы убедительно просим Вас устранить данную вопиющую и очевидную несправедливость.
Депутаты Государственной Думы РФ:
В.Н. Тетёкин
Н.В. Арефьев
В.И. Бессонов
Н.Н. Иванов
В.Н. Иконников
В.М. Мархаев
С.В. Муравленко
И.И. Никитчук
Закон о федеральном бюджете нарушает права
пенсионеров Министерства обороны
Президенту Российской Федерации В. В. Путину
Глубокоуважаемый Владимир Владимирович!
Федеральным законом от 01.12.2014 года № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый промежуток времени 2016 и 2017 годов» (далее – Федеральный закон № 384) приостановлено действие части второй ст. 43 закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», согласно которой выполнялись следующие действия:
денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 01.01.2012 года в размере 54%;
денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсии, с 01.01.2013 года ежегодно увеличивается на 2% до достижения 100% его размера;
ежегодное увеличение денежного довольствия может быть установлено на новый финансовый год в размере, превышающем 2%.
Кроме того, в части девятой ст. 8 Федерального закона № 384 указано: «Установить, что размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1, с 1 января 2015 года составляет 62,12% от размера указанного денежного довольствия».
Часть вторая ст. 37 Конституции РФ гласит, что «государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом». Но это не означает, что нормы, определяющие размер пенсии по выслуге лет, могут устанавливаться законом о федеральном бюджете.
В части первой ст. 15 федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» чётко установлено, что «размеры пенсий за выслугу лет, по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) и пенсии по случаю потери кормильца членам их семей в случае гибели (смерти) военнослужащих (за исключением членов семей граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) определяются в порядке, предусмотренном законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». А это означает, что размеры пенсий за выслугу лет должны определяться Законом РФ от 12.02.1993 года № 4468-1, тем не менее никак не законом о федеральном бюджете.
С 01.01.2012 года право на изменение размера денежного довольствия для исчисления пенсии в федеральных законах о федеральном бюджете предоставлялось частью второй ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1. А раз часть вторая ст. 43 приостановлена, значит, приостановлено и это право.
Поэтому с 01.01.2015 года гражданам, указанным в ст. 1 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1, денежное довольствие согласно части первой ст. 43 должно учитываться при пересчете и назначении пенсии в полном объеме (размере).
Правильность нашего понимания (трактования) законов, регулирующих порядок назначения и исчисления пенсий за выслугу лет, подтверждается рядом постановлений Конституционного суда РФ. Так, Конституционный суд РФ, проверяя конституционность отдельных положений федеральных законов о федеральном бюджете в Постановлении Конституционного суда РФ от 23.04.2004 года № 9-П в п. 4.2 констатировал: «В силу статей 1 (часть 1), 4 (часть 2), 15 (части 1 и 4), 19 (часть 1), 76 (части 1 и 2) и пункта 2 раздела второго «Заключительные и переходные положения» Конституции РФ структурирование системы федерального законодательства, по общему правилу, предполагает, что нормы, отменяющие или изменяющие определенные преимущества, компенсации и льготы, вносятся в текст того федерального закона, которым они были установлены». А этого в нашем случае законодателями не было сделано.
Кроме того, в данном постановлении зафиксировано: «Федеральный закон о федеральном бюджете создает надлежащие финансовые условия для реализации норм, закрепленных в иных федеральных законах, изданных до его принятия и предусматривающих финансовые обязательства государства, то есть предполагающих предоставление каких-либо средств и материальных гарантий и необходимость соответствующих расходов. Как таковой он не порождает и не отменяет прав и обязательств и потому не может в качестве последующего закона изменять положения других федеральных законов, в том числе федеральных законов о налогах, а также материальных законов, затрагивающих расходы Российской Федерации, и тем более лишать их юридической силы».
Таким образом, применение с 01.01.2015 года Министерством обороны РФ и другими силовыми структурами к пенсионерам (кроме военных судей, военных прокуроров и следователей) нормы для исчисления пенсии исходя из 62,12% денежного довольствия незаконно и противоречит российскому законодательству.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 33, ст. 80 п. 2, ст. 82 п. 1 Конституции РФ, просим Вас как Гаранта Конституции РФ:
1. Принять необходимые меры по разрешению правовой коллизии, возникшей в связи с приостановлением действий части второй ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1, а также по определению конституционности применения министерствами и ведомствами части девятой ст. 8 Федерального закона № 384 при исчислении пенсий по выслуге лет с 01.01.2015 года.
2. Восстановить конституционные права и социальные гарантии пенсионеров Министерства обороны РФ и приравненных к ним лиц.
С самым искренним и неизменным уважением, пенсионеры Министерства обороны и МВД РФ:
Г. Завьялов, Л. Гришин, В. Русаков, А. Ефремов, Е. Винницкий, В. Карабанов, А. Бунковский, Н. Швец