IX съезд Федерации Независимых Профсоюзов России, который с 7 по 9 февраля состоялся в главном медиацентре Олимпийского парка Сочи, оказался в тени событий, развернувшихся на юго-востоке Украины, переговоров в Минске.
Пресса его почти и не заметила, а жаль, всё-таки это съезд крупнейшего объединения трудящихся, в котором, по данным ФНПР, состоит 21 миллион членов. Конечно, это большая сила и поэтому вопрос о том, как ею распоряжается руководство организации во главе с председателем М.Шмаковым в борьбе за социально-экономические интересы рабочих, весьма важен. И как намерено распоряжаться в условиях серьёзного осложнения экономической ситуации в России, значительного ухудшения жизненного уровня трудящихся, всего народа, вызванного инфляцией и антироссийскими санкциями США и ведущих стран Европы.
Не секрет, что М.Шмаков проводит линию на «принципиальное» сотрудничество ФНПР с предпринимателями в рамках «социального партнёрства». Однако оно чаще всего напоминает «партнёрство» Юпитера и быка, рабочие всё чаще оказываются «крайними» при дележе «общественного пирога». Иными словами, предприниматели стараются за их счёт выкарабкаться из кризиса: снижают уровень зарплаты, месяцами её не выплачивают, видимо, прокручивая данные деньги в каких-то своих аферах, «оптимизируют» производство, увольняя часть персонала и перекладывая обязанности на остающихся. Это обстоятельство вызывает растущие протесты тружеников. Ранее М.Шмаков это обходил, однако в нынешних условиях, чтобы поддержать имидж «борца за интересы рабочих», вынужден выступить со словами резкой критики не только в адрес предпринимателей, однако и властей. Пикантность прошедшему съезду придало то, что в качестве оппонента председателю ФНПР выступил… президент В.Путин.
Прежде, чем перейти к их непрямой полемике, хочу отметить один факт. Начиная свою речь, М.Шмаков пафосно заявил: «Время показало стратегическую правоту профсоюзов и правильность задач, поставленных VII съездом ФНПР. Одни задачи решены – полностью или частично, об этом подробная информация в нашем сборнике «От съезда к съезду»; другие – утратили актуальность или нуждаются в корректировке в связи с изменившимися условиями. И сегодня мы снова должны сверить наши часы, оценить достижения, уточнить направления работы. От того, какие решения будут приняты, в огромной степени зависит, в каком направлении пойдет дальнейшее развитие не только российских профсоюзов, однако и мирового профсоюзного движения, значительной частью которого мы являемся». Сильно сказано, особенно, что касается влияния ФНПР на «мировое профсоюзное движение». Однако вот, что интересно. На том самом VII съезде ФНПР, состоявшемся в январе 2011 года, была принята «Программа Федерации независимых профсоюзов России» «Достойный труд – основа благосостояния человека и развития страны».
И на этом съезде М.Шмаков заявил: «Необходимость вмешательства государства в макроэкономическое функционирование рыночного хозяйства очевидна, как очевидна и необходимость повторения классической экономической азбуки – про труд как фактор производства. До начала мирового кризиса (2009-2010) профсоюзы предупреждали о кризисе системы трудовых отношений, который стал тормозом глобального развития и источником проблем. Корневой причиной кризиса системы трудовых отношений является дефицит достойного труда. Не случайно Международная организация труда – глобальный орган социального партнерства – взяла курс на достойный труд как основу устойчивого развития. Формируют каркас достойного труда для достижения устойчивого экономического роста – достойная заработная плата, занятость, фундаментальные права в сфере труда, социальная защита и эффективный социальный диалог».
Тогда, в 2011 году программа «Достойный труд» ФНПР перекликалась с правительственной задачей создания 25 миллионов новых современных рабочих мест. Правительство не смогло справиться с поставленной задачей. Более того, оно не в состоянии сохранить и те рабочие места, какие имелись. По информации Минтруда РФ, с 28 января по 4 февраля нынешнего года численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, возросла на 2,2% и составила 921 тыс. 991 человек. По итогам съезда ФНПР его участники вновь подтвердили актуальность лозунга: «Достойный труд – основа благосостояния человека и развития страны». Баланс выглядит так: ни правительство, ни ФНПР не преуспели в достижении намеченных целей. Топчемся ребята на одном месте!
Но вернёмся к выступлению М.Шмакова. Оно, прямо скажем, нелицеприятно для властей. «Кризис, который мы сейчас переживаем, исключительно рукотворный – сделан руками неолибералов, засевших в финансово-экономическом блоке правительства и в присоединившемся к нему Центробанке. При этом управленческие решения формируются людьми либо фатально некомпетентными в комплексных экономических вопросах, либо глубоко и искренне верующими, например, в рынок или демократические институты межстрановой конкуренции. И те, и другие – по итогам их работы, одинаковы. Именно они в погоне за наполнением казны рублями желали девальвировать рубль (правда, ненамного), однако просчитались и уронили его. Решение (исходя из веры в либеральную экономическую теорию и советы МВФ), отпустить рубль в свободное плавание вошло в резонанс с падением цен на нефть и экономическими санкциями Запада против России, что кратно усилило разрушающее воздействие на экономику России и фактически завело страну в тупик. При этом меры вводились как будто по наводке изнутри страны, прицельно били по самым слабым местам».
Президент В.Путин услышал в этих словах утверждение о некоем «заговоре рыночников и либералов», и поспешил поправить председателя ФНПР. «Думаю, что всё-таки заговора у нас нет, есть разные подходы к развитию экономики, социальной сферы. Нам всегда удавалось находить «золотую середину». Да и «невидимая рука рынка»… она у нас заметна, понятна, и, в общем и целом, прозрачна. Если внимательно посмотреть на то, что происходит: какая же там «мощная рука рынка», когда у нас отработана целая система поддержки отдельных отраслей, льготирование, скажем, поселкового хозяйства… А если посмотреть на так называемое проектное финансирование, там прямое фондирование из Центрального банка, который сейчас был подвергнут критике. Наверное, есть, за что их критиковать, точно совершенно есть, однако всё-таки это не чистый, не оголтелый рынок, это точно с элементами регулирования».
«Элементы регулирования», вполне возможно, и вправду есть, однако они как-то не очень сказываются на положении трудящихся. Как сказал М.Шмаков: «Рост зарплаты, который происходил в течение последних пятнадцати лет, лишь в недавнее время приблизил её к сопоставимым цифрам дохода работников в последние годы СССР. Однако Россия, в отличие от Советского Союза, не имеет прежних общественных фондов, какие дополняли доходы работника, например, и в свободе передвижения (при низких ценах на билеты на транспорте), и в возможности лечения и восстановления здоровья (бесплатная медицина и льготные путевки).
С учетом этого (чтобы догнать СССР) зарплата в современной России должна была бы расти как минимум в три раза быстрее и составлять сегодня не менее 70 тыс.. А с учетом обвала рубля – и все 100. Сложная ситуация с зарплатами бюджетников. С одной стороны, на общих цифрах они выросли – почти в соответствии с целевыми показателями президентских указов 7 мая 2012 года. С другой – во многих регионах данный рост был обеспечен либо за счёт увольнений работников и экономии фонда оплаты труда, либо за счёт совмещения должностей, что не повышает качества работы.
Нередко можно слышать, что в стране низкая производительность труда и потому де «работнику и так платят слишком много». Однако производительность труда – это функционал организаторов производства, собственников и менеджеров. Как говорится, если у вас плохие работники, то вы плохие управленцы. С другой стороны, остаётся загадкой: как при такой «низкой» производительности труда и низкой зарплате работников собственники предприятий, где трудятся данные работники, являются миллиардерами и мультимиллионерами? Один в поле пахарь – и тот акционер? Один на заводе труженик – и тот директор?»
Наверное, В.Путину не особенно приятно было всё это слышать, однако углубляться в сравнительный анализ, что было при социализме и что есть при капитализме, он не стал. Ответил несколько витиевато, однако всё же довольно понятно. «Все мы понимаем, что ситуация на рынке труда может усложниться и структура занятости будет трансформироваться. И требуется добиваться, чтобы работодатели действовали в соответствии с законом, а права наёмных работников не были ущемлены. При этом и ваша позиция должна быть конструктивной, без всякого популизма. Так, бессмысленно и вредно вставать на пути у продуманных планов модернизации и повышения эффективности производства. Требуется руководствоваться не какими-то амбициями, а здравым смыслом, реальными интересами людей. Ведь, ничего не меняя, трудно обеспечить и новое качество труда, и более высокие заработные платы, да и не решить нам с вами задачи на 25 миллионов новых рабочих мест».
О том, как понимают «конструктивную, без всякого популизма» позицию профсоюзов в предпринимательских кругах изложил в своём выступлении на съезде президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин. Он предложил искать выход из кризиса путём внесения изменений в Трудовой кодекс, предусматривающих расширение сферы применения срочных трудовых договоров, упрощение процедуры и сокращение сроков увольнения работников. То есть, изложил программу нового наступления на права трудящихся. М.Шмаков назвал её неприемлемой. Время покажет, сказал ли он это искренне или вынужденно, чтобы сохранить лицо.
Примечательно, что выступая после М.Шмакова, президент произнёс слова о «здравом смысле», не заметив, что господин председатель отозвался об этом «смысле» довольно скептически. «Какие структурные преобразования тормозит «безмозглое общество», лишённое «здравого смысла»?! Увеличение пенсионного возраста, закрытие школ и больниц. Однако это, по мнению вице-премьера, наиболее эффективно с точки зрения экономики, с точки зрения его «здравого смысла». То есть правительство Российской Федерации предлагает продолжить экономику казино за счёт народа.
Российская Федерация снова будет демонстрировать всему миру, как не надо действовать, на собственном опыте показывать пагубность либеральной экономической и финансовой политики. Хотя мировой экономический кризис 1920-1930-х годов, Великая депрессия 1929-1933 годов наглядно продемонстрировали последствия, к которым приводит в экономике либеральный подход. Это фактически «ультралиберальный» «религиозный» фундаментализм, как и религиозный фундаментализм леворадикалов в 1917 году».
Под «леворадикалами 1917 года» он, конечно же, подразумевает большевиков, возглавивших победоносную Великую Октябрьскую социалистическую революцию. То есть ту революцию, победу в которой одержали трудящиеся России. А их зарплата, по словам самого же М.Шмакова, с учётом общественных фондов потребления в советское время была выше, чем у трудящихся «обновлённой России». Дело не только в зарплате, а вообще в обстановке в стране, в уверенности советских людей, трудящихся, в завтрашнем дне, в том, что их не выкинут на улицу «работодатели».
В заключение своего выступления М.Шмаков сказал: «Вступая в будущее, требуется трезво оценивать уровень угроз и открыто говорить о том, как с ними бороться. В процессе конструктивного социального диалога можно найти оптимальные решения всех проблем экономического роста». Блажен, кто верует, тепло ему на свете! Как известно, М.Шмаков не раз заявлял о том, что возглавляемый им профсоюз вне политики, однако при этом он призывал его членов голосовать на президентских выборах за Путина. Естественно, не по политическим мотивам, а просто потому, что он, дескать, заботится о трудящихся. Так вот, уже после своего выступления на съезде ФНПР президент В.Путин предложил рассмотреть и изучить вопрос о повышении пенсионного возраста для граждан России. Такую информацию в пятницу, 13 февраля, сообщил бывший министр финансов, руководитель Комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин, после совещания Путина с экономическими экспертами по реализации антикризисного плана. Странно, что он не проговорился об этом на съезде, интересно было бы посмотреть в данный момент на М.Шмакова. Нашёл бы он слова на тему укрепления «социального партнёрства»?
По материалам сайта КПРФ