Сделать материал о том, в каком состоянии находятся бомбоубежища и знают ли жители города, как действовать в условиях внезапной военной угрозы, «Севастопольскую газету» попросил читатель, проживающий на станции ВИР. Учитывая напряженную обстановку в мире, редакция прониклась проблемой: куда бежать, если что?
Первый эксперт в данном вопросе — руководитель Управления обеспечения мероприятий гражданской защиты Мирослав Сагайдак:
— На сегодняшний день при какой-либо угрозе массового поражения укрытие населения будет осуществляться не только посредством защитных сооружений гражданской обороны (специализированных бомбоубежищ), однако и подвальных (полуподвальных) помещений в жилых домах и других зданиях города, а также открытых естественных и искусственных укрытий — оврагов, бетонных стен и заграждений, сообщает издание «Севастопольская газета».
— Сколько бомбоубежищ в Севастополе?
— Они есть. Сколько их на сегодняшний день, я вам не имею права говорить. Находятся они на территориях предприятий, заводов, учреждений, а также в жилых массивах. В основном в центре и старых районах, потому что строились они в 50-60 годах. В жилых массивах, построенных после 70-х годов, кроме подвалов, ничего нет.
— В каком состоянии находятся помещения, призванные обеспечивать безопасность севастопольцев?
— Многие старые бомбоубежища из-за большого износа зданий, под которыми они располагаются, переведены в категорию подвальных помещений и будут использоваться только как кратковременные пункты размещения — бомбоубежища и противорадиационные укрытия.
Любые подобные сооружения имеют время приведения в готовность: есть постоянной готовности (прямого применения), а есть такие, какие приводятся в надлежащее состояния для выполнения функции бомбоубежища за 4, 6, 12 или 24 часа (сейчас там могут быть склады, спортзалы и т.п.).
— Что с информированностью населения? Мало кто знает, куда бежать в случае чего...
— Вы вообще в школу ходили? Каждый должен знать, что делать при тревожной сирене — этому учат со школьной скамьи! А никто знать не желает. Кто-нибудь замечает надписи «Убежище»? Кто-нибудь знает о действиях при звуке сирены? Зачем мы проводим тренировки, если вы задаетесь таким вопросом?
Несмотря на негодование М.Сагайдака, маленькое исследование показало, что 100% из трёх десятков опрошенных людей совершенно не в курсе, что делать при возникновении, например, воздушной угрозы — проще говоря, при начале вражеской бомбежки. Даже в том случае, если они услышат сирену. А между тем многие из опрошенных не только школы пооканчивали, однако и разнообразные высшие учебные заведения.
М.Сагайдак любезно разъяснил порядок шагов при внезапном объявлении военной угрозы:
— Когда вы слышите сирену (сигнал «Внимание всем!»), необходимо включить источник общего оповещения: проводное радио или телевизор. Находясь вне дома, необходимо просто прослушать информацию из громкоговорителей, установленных на улице.
Через перечисленные средства связи вам сообщат, что происходит и что следует делать: бежать, стоять, собрать документы... Второй сигнал сирены в военное время означает воздушную тревогу.
О расположении бомбоубежищ в вашем районе можно прочесть в наглядной агитации, размещенной в рэпах. Однако кто и когда обращал внимание на данные распространяемые нами (Управлением обеспечения мероприятий гражданской защиты, — Прим. авт.) сведения? В советское время об этом думали, потом пришла демократия и все стало прекрасно — мол, никто никогда не будет нас бомбить... Однако вот, как все повернулось — в наше время все может случиться. Мы и не думали о таком, однако сегодня война идёт совсем рядом с нами...
Экскурсия в бомбоубежище
Многие бункеры в городе находят сегодня свою вторую жизнь. Вот, например, на территории радиозавода «Контакт» на ул.Катерная подземное убежище на глубине 15 метров отдано в аренду. Там будет так называемая «Фабрика», пристанище творческой молодежи Севастополя. Однако в то же время в городе очень много действующих бомбоубежищ. Для чистоты эксперимента мы проникли в одно такое, вход в которое находится прямо за памятником Суворову в районе одноименной площади.
Комендант бомбоубежища Игорь Иванов рассказал об особенностях подземного сооружения, построенного в 1956 году, однако и сегодня готовом принять более 1700 человек для укрытия от внешних угроз. Бомбоубежище простирается под Центральным холмом между улицами Ленина и Большая Морская, имея выходы в обе стороны: на ул.Ленина за памятником Суворову, на Большой Морской — напротив Покровского собора.
В самой середине сооружения над помещениями бомбоубежища 50 метров горных пород, толща которых снижается по направлению к выходам. Стены убежища сложены метровым железобетоном, вход герметично закрывается четырьмя 30-сантиметровыми бронированными дверями. Внутри — четыре помещения для людей — залы укрываемых на 440 человек каждый. Здесь постоянная температура 14-15 градусов и влажность 86%. Вентиляция отключена, и уже через 10 минут пребывания в бомбоубежище становится душно, выступает испарина...
Бомбоубежище автономно: здесь своя вода, есть дизель-генератор, система очистки воздуха, канализация. Продукты в убежище не хранят — при наступлении времени «Ч» в течение трёх часов сюда подвезут все необходимое.
О каком-либо комфорте, привычном современному человеку, в бомбоубежище 50-х годов речи не идёт. Условия достаточно суровы. Зато город, привычный к обороне, надежно защитит своих жителей.