Суровые годы Великой Отечественной Войны занимают особое место в истории правоохранителей Керчи. Сотрудники ОВД стойко и мужественно сражались на фронтах, в партизанских отрядах, боролись с диверсантами, мародерами, дезертирами и уголовниками в тылу. Прифронтовой город жил по законам военного времени. Стражи порядка помогали обеспечивать эвакуацию людей и промышленных предприятий.
В августе 1941 г. семьи сотрудников керченской милиции были эвакуированы. Милиционеры несли под огнем свою службу на улицах, делая все, что диктовалось чрезвычайной обстановкой. В моменты бомбежек города, когда женщины, дети и старики спасались в бомбоубежищах, терялись, метались в поисках родных, рядом с ними оказывались люди в милицейской форме, между которых были: К.Шершнев, С.Нестерюк, Р. Довбуша, Ф.Панасенко, Г. Вернигора, Ф.Слободяник и другие.
Сотрудники органов внутренних дел, обладая опытом борьбы с контрреволюцией и вражескими элементами, передавали его будущим партизанам и подпольщикам, обучали их основным правилам соблюдения конспирации, указывали на слабые и сильные стороны противника, ограждали партизанские формирования и подпольные организации от проникновения в них вражеской агентуры. Часто сами оставались в партизанских отрядах.
В октябре 1941 года в соответствии с решением Государственного Комитета Обороны и бюро Крымского обкома ВКП (б) был создан Керченский городской комитет обороны в составе первого секретаря горкома партии Н.А. Сироты, председателя горисполкома А.С. Осипчука, начальника горотдела НКВД, майора П.А. Хваткова и начальника гарнизона, контр-адмирала П.Н. Васюнина.
Объединение Народного комиссариата государственной безопасности СССР и Народного комиссариата внутренних дел СССР в единый Народный комиссариат внутренних дел СССР позволило сконцентрировать все усилия по борьбе с вражеской агентурой и преступностью в одном органе, укрепить охрану общественной и государственной безопасности страны. Начальником милиции города в то время был В.Г.Датунашвили.
К работе, которую милиция выполняла в мирное время, добавились новые ответственные задачи: борьба с мародерами, дезертирами, нарушителями светомаскировки, ликвидация пожаров, обеспечение организованной эвакуации промышленных предприятий и населения.
Только в августе 1941 года силами работников Керченского порта при помощи службы охраны порядка через пролив на Таманский полуостров было переправлено около 30 тыс. гражданского населения, 350 тыс. голов скота, часть оборудования металлургического завода им. Войкова и железорудного комбината. Также силами НКВД осуществлялись операции по выселению с территории Крыма и Керченского полуострова лиц немецкой национальности.
27 октября 1941 года особо запомнился керчанам. В данный день город впервые подвергся массированному налету вражеской авиации. Повсюду был слышен зловещий вой сирен в чёрном небе в сопровождении бомбежек. Матери хватали сонных детей из кроватей и несли в бомбоубежища. Дети были испуганы и громко плакали. В данные минуты появлялись «бесстрашные» люди в форме, какие приходили на помощь горожанам.
«Дом, в котором мы находились, сотрясался от взрывов бомб. Взрывной волной вырвало оконную раму, оборвался потолок. В данный момент к нам на помощь пришли люди в милицейской форме. Они спасли нас и ещё нескольких детей, какие также находились в разрушенном доме», - из воспоминаний Любы и Леши Тлюевых.
Человеком в милицейской форме, который спас жизнь Любы и Алексея Тлюевых, оказался
Степан Ефимович Нестерук.
Степан Ефимович более 30 лет проработал в милиции. Был награжден орденом им. В.И. Ленина, двумя орденами Красного Знамени, а также многими другими медалями за подвиги в военное и мирное время. Степан Ефимович Нестерук был начальником милиции и председателем горисполкома г.Джанкоя.
В это время все службы милиции перестраивали свою деятельность относительно обстановки военного времени. Керченский уголовный розыск, возглавляемый
Григорием Криксуновым, вел борьбу с убийствами, грабежами, разбоями, мародерством, кражами из квартир эвакуируемых, осуществлял изъятия оружия у преступных элементов и дезертиров, оказывал помощь органам государственной безопасности в выявлении вражеской агентуры.
До назначения на должность начальника уголовного розыска Григорий Моисеевич проходил службу в ОВД на должности оперуполномоченного уголовного розыска г.Ялта. В 1938 году за беспощадную борьбу с уголовной преступностью Григорий Криксунов был награжден нагрудным знаком «Почетный работник РКМ».
Черное крыло войны прервало мирную жизнь и оперуполномоченного уголовного розыска
Евгения Зелинского.
«В августе 1941 года наша семья, как и многие другие, была эвакуирована из города. Мой отец, Евгений Зелинский, сопровождал эшелон с семьями сотрудников милиции до Сталинграда. Там было тяжёлое прощание. Ведь у мамы на руках оставалось четверо детей. Мне, старшей, было девять лет, а младшему братику всего два года. После сопровождения эшелона мой отец вернулся назад в Керчь. После, свидеться с отцом нам так и не пришлось», - из воспоминаний Тамары Зелинской, дочери Евгения Степановича Зелинского.
С ноября 1941 года Евгений Зелинский проходил службу в действующей армии под Севастополем в отделе плавсредств и гаваней Черноморского флота в должности воентехника. 13 мая 1942 года в Евгений Зелинский был убит бою за Родину. Верный и преданный военной присяге Евгений Степанович похоронен в г. Севастополе.
В мае 1942 года, после повторного захвата Керчи фашистами не все сотрудники милиции смогли переправиться на спасательный таманский берег. Как и многие жители города,
Леонтий Хараборин, комендант городского отдела милиции, вынужден был остаться в городе и сражаться за Родину. К началу войны ему было уже 55 лет. Тем Не Менее, как бы ни был осторожен комендант горотдела, предатель все же выдал его фашистам. Выдал его не только как сотрудника милиции, тем не менее и как человека, который перед отступлением советских войск успел спрятать оружие личного состава горотдела милиции.
В мае 1942 года Леонтий Хараборин был схвачен фашистами, а затем расстрелян.
Майские дни 1942 года – одна из самых трагических страниц в истории обороны Керчи. Воинские подразделения прикрывали отход наших войск, и особое внимание уделялось обороне переправы. В числе последних, покинувших керченский берег, были работники милиции, какие продолжили свою службу в Краснодарском крае, в Грузии, в Средней Азии.
Великая Отечественная война закончилась полной победой над фашизмом. Перед работниками, какие вернулись на работу в органы внутренних дел стояли новые задачи – укреплять порядок в мирное время. Между фронтовиков, партизан и других участников войны, какие не работали до войны в милиции, нашлось немало желающих посвятить себя службе в органах внутренних дел.
Первое послевоенное пополнение городской милиции состояло из демобилизованных воинов. Это были самоотверженные, преданные своему делу люди, готовые идти на подвиг и в мирное время: Петр Мороз, Василий Яковлев, Иван Заяц, Николай Сушко, Василий Ярошенко, Герои Советского Союза Николай Трушков и Николай Афанасьев и многие другие.
Заяц Иван Игнатьевич родился 1905 году. Член ВКП (б). С ноября 1927 г. по декабрь 1929 г. служил в Красной Армии, а в мае 1933 года поступил на службу в органы милиции. Работал участковым инспектором уполномоченным. С начала Великой Отечественной войны призван в Красную Армию и служил солдатом особого отдела НКВД 211-й стрелковой дивизии до августа 1945 года. За мужество и отвагу был награжден орденом Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».
Спустя два месяца после демобилизации вновь поступил на службу в милицию и работал в должности помощника оперативного уполномоченного уголовного розыска Керченского городского отдела милиции.
Работая в уголовном розыске, проявлял смелость, находчивость, рискуя жизнью, активно вел борьбу с уголовно-преступным элементом. Главное для него было защитить граждан от преступных посягательств. Тем Не Менее, к сожалению, одна из схваток для него оказалась последней.
2 ноября 1947 года младший лейтенант милиции Иван Заяц на станции Керчь-1 задержал подозрительного гражданина, торговавшего женскими вещами. Во время проведения личного досмотра задержанный выстрелил в него в упор и скрылся. Рана оказалась смертельной.
Ночью этого же дня преступник был задержан и предстал перед народным судом. За совершенное преступление, а так же ранее совершенное убийство сотрудников милиции в Москве, преступник был приговорен к 25 годам лишения свободы.
Сушко Николай Прокофьевич родился в 1921 году, с 1948 года член ВКП (б), в рядах Красной Армии с 1940 г. Всю войну прошёл артиллеристом, помощником командира взвода. Закончил войну в Германии. Награжден орденом «Красной Звезды», медалями «За боевые заслуги», «За взятие Берлина», «За взятие Варшавы», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За безупречную службу» 1 и 2 степеней.
С ноября 1946 года, после демобилизации, вступил в ряды стражей порядка. Службу в милиции проходил на различных должностях, в том числе участковым инспектором, дежурным 1-го городского отдела милиции.
12 октября 1965 года старший лейтенант милиции Николай Сушко, находясь на дежурстве, выехал по вызову о хулиганских действиях к гостинице «Керчь», расположенной по ул. Кирова. Во время преследования преступника, убегавшего к морю, на проезжей части он был сбит автобусом. Полученные травмы оказались не совместимые с жизнью. На следующий день Николай Сушко скончался в больнице.
Ярошенко Василий Васильевич родился в 1921 году, участник Великой Отечественной войны, фронтовик. Награжден двумя орденами Красной Звезды и многими медалями. Член КПСС. Начальник караула профессиональной пожарной части МВД №14.
2 сентября 1972 года в жилом доме по ул. Якорная от взрыва газового баллона возник пожар. Во время его тушения Василий Ярошенко, руководя работой личного состава по локализации пожара, был смертельно травмирован.
Указом Президиума Верховного Совета Украинской ССР Василий Ярошенко награжден медалью «За отвагу на пожаре». Решением исполкома Керченского городского Совета депутатов трудящихся № 91 от 23 февраля 1973 года улица Якорная переименована в улицу имени Василия Ярошенко.
В 1943 году совсем юным ушел в армию
Иван Михайлович Тепляков, единственный в Керченской полиции из ныне живущих фронтовиков, ветеранов ОВД, участников Великой Отечественной Войны.
В начале войны ему было всего 17 лет! Тем Не Менее, несмотря на столь ранний возраст, он добровольно отправился на фронт защищать Родину. Воевать было обычным делом для совсем юного мальчишки.
«Очень тяжело переживать войну… Молодые ребята, вчерашние мальчишки, пошли на фронт добровольцами, не зная, что ждет их впереди. Война никого не обошла стороной. Постучалась в каждую семью, в каждый дом. Моя семья также не осталась в стороне.
Много было пережито и выстрадано в это нелегкое для всех время. Для людей было большой радостью освобождение от немцев. День Победы был праздником со слезами на глазах….», - отметил Иван Михайлович.
За отвагу, проявленную в военное время, Иван Тепляков награжден орденом им. В.И Ленина, медалью «За победу над Японией», а также рядом других наград.
Послевоенное время Иван Михайлович связал свою жизнь со службой в органах внутренних дел. Службу проходил на различных должностях, начиная от постового, помощника следователя, участкового инспектора.
Иван Михайлович вместе со своей супругой-медиком Александрой Афанасьевной, несмотря на постоянную служебную занятость, воспитали прекрасных двух дочерей и сына. Для семьи Иван Тепляков является примером для подражания во всех делах.
Очень тяжело слушать и писать строки о жизни в военное время. Много человеческих жизней и судеб разрушила война. Наше поколение в неоплаченном долгу перед ветеранами. Их необходимо глубоко уважать и преклоняться перед ними. Без них не было бы победы!
Низкий поклон всем ветеранам нашей страны, светлая память ушедшим из жизни. Их подвиг не сравним ни с чем!
Вечная память героям войны!
Елена Кутузова
Старший специалист группы по связям со СМИ УМВД России по г.Керчи По материалам пресс-службы МВД по Республике Крым