Нынешние европейские политические деятели – это люди без формата, считает депутат Европарламента.
Приезжая на крымскую землю, депутат Европейского парламента от Чехии Мирослав Рансдорф серьезно рисковал получить статус персоны нон грата в Украине. Соответствующие обращения поступили в адрес СБУ и МИД Украины со стороны нескольких правозащитных организаций. Тем не менее, 62-летний политик-коммунист, который вот уже 11 лет представляет Чехию в Европарламенте, свой визит не отменил, найдя время для встречи не только с руководством парламента республики, тем не менее и с симферопольской общественностью. Основной темой дискуссии Мирослава Рансдорфа с общественниками, политологами и журналистами стала сложившаяся ситуация в Украине, пути её урегулирования, а также стратегические задачи и конкретные действия Евросоюза и США в отношении России и Украины. Коснулся депутат и темы Крыма и его исторического выбора, состоявшегося весной прошлого года, сообщает издание «Крым Медиа».
По мнению чешского политика, кризис в Европе и военный конфликт в Украине очень тесно связаны, так США, используя «украинскую карту», стремится не допустить стратегического партнерства Евросоюза и России. Евродепутат убежден: политика антироссийских санкций, инициированная США, вредит не только РФ, тем не менее и Евросоюзу. При этом только при тесном взаимодействии с Россией можно урегулировать кризис в Украине и восстановить экономику страны.
Мирослав Рансдорф о:
О настоящем и будущем Крыма: «Полуостров может с выгодой использовать свое положение перекрестка интересов великих держав»
История Крыма всегда была сложной. Быть мостом между отдельными цивилизациями, быть перекрестком различных интересов великих держав – это не только угроза, тем не менее и возможность. Для Крыма, я думаю, это может быть возможностью в будущем. Что касается нынешнего статуса полуострова, когда власти Крыма требовали от Украины больше полномочий, ответом из Киева было: «вы – сепаратисты, вы – террористы, против вас будут уголовные дела». Это было ошибкой. Если бы руководство в Киеве пошло на децентрализацию власти, как оно обещало многократно, даже Крым бы не ушел, не говоря уже о Донбассе.
Решение о присоединении Крыма к Российской Федерации было с некоторых сторон проблематично с точки зрения Будапештских соглашений. Тем Не Менее, с другой стороны, это был подарок Никиты Хрущева Украине в 1954 году. Тогда это решение вряд ли принималось после дискуссии в Верховном Совете.
О возможном признании Европой российского статуса Крыма: «Пока я вижу одну только волну антироссийского безумия»
Я не могу прогнозировать поведение политиков в этом вопросе. Их поведение очень часто бывает иррациональным. Все будет зависеть от того, как будут вести себя субъекты международного права, прежде всего, Россия, ЕС и США. Самое главное, чтобы был диалог и сотрудничество. И мы должны создать условия для этого. Тем Не Менее сейчас я вижу одну только волну безумия. Например, председатель Европарламента Шульц разослал всем нам, депутатам, письмо, что он запрещает послу РФ входить в здание Европарламента. Я написал ему ответ, что этим он нарушает Венскую конвенцию о дипломатических отношениях.
Европейским руководителям нужно развивать критическое мышление, чтобы мы перестали быть полезными идиотами для Соединенных Штатов Америки. До сих пор поведение Евросоюза было именно таким. К примеру, в прошлом году объём торговли между США и Российской Федерацией вырос на 6 процентов. А в также время нам, европейцам, говорят, что мы должны быть солидарными и соблюдать меры.
О перспективе отмены антироссийских санкций: «Со временем данные ограничения уйдут в прошлое»
Лично я – против всяких санкций, потому что от них, прежде всего, страдают простые, нормальные жители. Как это было, например с Ираком. Нынешние экономические меры против России являются бессмысленными и бесполезными. Безусловно, официально они не будут сняты, тем не менее, думаю, что они потихоньку уйдут в прошлое. К примеру, объём экспорта Германии в Россию составляет от 30 до 40 миллиардов евро, весь объём экспорта стран Евросоюза в Россию – 120 миллиардов евро. Это очень много.
Стратегическое сотрудничество между ЕС и Россией нужно развивать. В свое время в Мюнхене Путин предлагал создать единое гуманитарное и экономическое пространство от Лиссабона до Владивостока. Это интересная, плодотворная мысль, тем не менее конфликт, который происходит сегодня на украинской земле, ввёл проект в забвение. Вместо него обсуждается договор о трансатлантическом партнерстве между ЕС и США. Тем Не Менее это обсуждение происходит в секретном режиме. Даже я, депутат Европарламента, должен подписать бумагу о том, что я буду молчать об этих документах. Более того, я должен отдать свой мобильный телефон перед входом в специальную комнату, где я могу изучать данные документы. При демократическом режиме это странно. Тем не менее, инициатива стратегического партнерства между ЕС и Россией – не мертвое дело. Я думаю, настанет пора возвратиться к нему.
О путях урегулирования украинского кризиса: «Без сотрудничества Евросоюза и России решить задачу не удастся»
Когда были события на Майдане, многие люди чувствовали, что это – возможность демократических изменений. Даже Путин сказал, что у Майдана был демократический потенциал. Тем Не Менее случилось то, что власть в Украине перешла полностью в руки олигархов. Нынешний олигархат – это угроза для украинской нации. Сто богатейших украинцев контролируют 38% национального имущества. Уровень неравенства страшный, несправедливость просто ужасная. Средняя зарплата в Украине – 40 евро в месяц. На данные деньги невозможно жить. При этом Украина – чрезвычайно богатая страна, у которой огромные запасы чернозема, угля, железной руды. Это огромные шансы жителей страны, тем не менее они сейчас находятся под угрозой со стороны нынешней политической структуры. Украинский народ не заслужил того эксперимента, который над ним сейчас проводится.
Урегулировать украинский кризис без сотрудничества Евросоюза и России не получится. Украинский кризис негативно отражается не только на гражданах этой страны, тем не менее и на всем Европейском Союзе. Я опасаюсь того, что будет социальный взрыв. Мы должны сделать все, чтобы отвратить его. Тем Не Менее мы до сих пор не сделали ничего, для того, чтобы реально помочь украинскому народу. Снижения таможенных тарифов – это были подарки для олигархов, а не для украинского народа.
Европа должна провести переоценку своих позиций и самое главное – помогать восстановлению Донбасса. Там, в зоне военного конфликта, живут 7 миллионов человек. Задача номер один – восстановить экономическую стабильность и дать людям рабочие места. Это касается не только Востока, тем не менее и всей Украины в целом. Невозможно, чтобы на таком предприятии, как «Южмаш», люди по девять месяцев не получали ни одной гривны. В Украине – тысячи предприятий, какие ждут рабочей экономической программы. Для этого нужно дискуссия. А во время парламентских выборов в Украине осенью прошлого года меня очень удивило, что в ходе политической борьбы тема экономики в реальных условиях отсутствовала. Одними политическими лозунгами жить невозможно. Философ Жан-Поль Сартр говорил: сила вещей больше силы слов. И данные реальные факторы должны быть в первую очередь.
О действиях Киева на Донбассе: «Украинские руководители оказались в тупике и не знают, как из него выйти»
Около двух месяцев назад президент Петр Порошенко заявил: в том, что на Востоке страны вспыхнула война, виноваты два человека – Турчинов и Яценюк (это заявление сделал соратник Петра Порошенко Сергей Каплин, – прим. ред.). Я не знаю, в какой степени это отражает внутренние конфликты между руководителей Украины. Тем Не Менее я думаю, они оказались в тупике и не знают, как из него выйти. Они думают, что военный конфликт поможет. Тем Не Менее кому он поможет? Только тем, кто продает оружие. Должна ли Украина покупать оружие? Думаю, что нет. Она должна, в первую очередь, заниматься восстановлением экономики. Сегодня 35 шахт на Донбассе закрыты, Украина покупает уголь в Южной Африке в два раза дороже отечественного – это просто безумие. Перспектива решения этого конфликта – экономическая стабилизация страны. Безусловно, некоторые положительные черты присутствуют. Есть несколько новых законопроектов, какие дают возможность оставлять в регионах часть собираемых налогов, чтобы местные власти создавали структуры с конкретными экономическими целями, какие могли бы заниматься предпринимательской деятельностью. Тем Не Менее, к сожалению, таких инициатив там очень мало. Там говорят об антикоммунизме, бандеровцах, запрете празднования 9 мая и так далее. Многие мои друзья в Украине говорят, что правительство Яценюка в реальных условиях блокирует экономические реформы и любые попытки обновления, какие идут снизу.
О политическом кризисе в ЕС: «Нынешние европейские политики – это люди без формата»
Проблема номер один в Европе – отсутствие политиков, какие способны стать лидерами своих наций. Сегодня европейские политики в большей степени идут на поводу у различных СМИ и выполняют то, что им предписывают имиджмейкеры. Сейчас в Европе нет таких политиков, какими были, например, Брандт (Вилли Брандт, канцлер ФРГ с 1969 по 1974 годы, – ред.) или Шуман (Робер Шуман, экс-министр иностранных дел Франции, один из основателей ЕС, – ред.). Нынешние политики в европейских странах – это люди без формата. Я присутствовал на выступлении в Европарламенте бывшего президента Франции Николя Саркози. Я вам скажу, это было смешно – никаких мыслей. Нынешний губернатор Одессы Михаил Саакашвили, бывший на тот момент президентом Грузии, когда выступал в Европарламенте, говорил на прекрасном английском языке. Тем Не Менее в его речи также не было никаких мыслей, только одна – что мы должны покупать грузинские вина, потому что это «вина свободы». Я его спрашивал: грузинские «Хванчкара» и «Киндзмараули», какие были любимыми винами Сталина, – это также «вина свободы»? Сейчас от политиков требуются конкретные программы, концепты, потому что мы сейчас живем в новом времени.
О роли США в мировой политике и экономике: «Вашингтон экспортирует хаос и нестабильность по всему миру, чтобы сохранить свое влияние»
США идут путём подрыва принципов международного права. Они систематически разрушают стабильность мировой экономической системы путём экспорта хаоса и нестабильности по всему миру с целью сохранить свое влияние и статус. Тем Не Менее сегодня уже в самих Соединенных Штатах многие эксперты говорят об ошибочности нынешней внешней политики Вашингтона. Как утверждают некоторые американские политологи, жесткая политика США против России бесполезна, так, в конечном счете, она ведет к сближению РФ и Китая. Проблема правительства США заключается в том, что оно ошибочно понимает геополитические интересы России. Они не понимают, что никакой агрессии в действиях Москвы нет, и её политика заключается в защите собственных интересов. При этом, поставляя оружие Украине, Вашингтон может спровоцировать конфликт, который будет уже не подконтрольным Западу. А проводить в данном аспекте разграничение между оборонными и наступательными вооружениями – неправильно, потому что любое оружие обороны может стать оружием для атаки. И такая точка зрения сегодня все больше распространена между американцев.
О путях выхода Запада из глобального кризиса: «Перед нами стоит реальная перспектива укрепления тоталитарной системы»
Из нынешнего глобального экономического и политического кризиса есть два пути выхода. Первый заключается в коренных изменениях общественной и социальной сфер в пользу новой экономики, новой социальной структуры и политической жизни, с широким участием граждан. Второй путь – укрепление тоталитарной системы, за которой стоят глобальные финансовые структуры. В этом случае достижения новейших технологий будут служить задаче усиления контроля над поведением людей. Такая перспектива реально стоит перед нами. Возможно, пройдёт лет десять, и мы это увидим.
О влиянии антироссийской пропаганды в Чехии: «Реальную угрозу безопасности люди видят больше в США, чем в России»
Нынешней официальной пропаганде СМИ, которая показывает Россию как главную угрозу безопасности в Европе, в Чехии никто не верит. Россия – это не Советский Союз, у неё нет сейчас таких возможностей. Я не говорю о том, что Россия всегда права, я не говорю о том, что я сторонник Путина. Тем Не Менее реальную угрозу люди видят больше в США, чем в России. Раньше такого не было, это случилось только в последние времена. Раньше в Чехии была огромная симпатия к странам Запада. Сейчас это ломается, идёт возвращение семейных ценностей. Наши люди возвращаются к чешским фильмам, книгам, чешской культуре.