В редакцию «Севастопольской газеты» обратилась Роза Мартынюк, которая работала администратором в Центре социально-психологической помощи на улице Толстого, 51 в течение шести лет. Она сообщила, что её и двух коллег обманом лишили рабочих мест, сообщает издание «Севастопольская газета».
Центр социально-психологической помощи находится рядом с троллейбусным управлением. Он был создан в 2005 году как коммунальное учреждение. В Центре расселяют семьи, попавшие в сложные жизненные ситуации и оставшиеся без жилья. С людьми проводили психологическую работу, они жили в Центре, пока не решались их проблемы.
— В 2006 году в центре появился новый директор Александр Парахненко, он пришел со своим бухгалтером и они стали разворовывать центр. Например, по смете проведен косметический ремонт, а по факту ремонта нет. Для проживающих выделялись деньги на питание, а талоны выдавали не всем или вообще переставали их давать. Условия были хуже, чем в тюрьме, за девять лет не белились стены, на окнах нет занавесок, страшные черные решетки, центр был просто угроблен, зато у директора кабинет приличный. Некоторым сотрудникам не доплачивали премии, — рассказывает Р.Мартынюк.
В сентябре 2014 года она и две её коллеги, администратор и социальный педагог, написали жалобу на руководство Центра в правительство Севастополя. В октябре в центре была проведена внеплановая проверка финансово-хозяйственной деятельности за промежуток времени с января по август 2014 года. О её результатах сотрудницам в письменном виде отчитался Департамент социальной политики.
По результатам проверки нецелевого использования бюджетных средств не установлено. Установлены факты нарушения кассовой дисциплины, необоснованных выплат премий отдельным работникам Центра. Директора обязали устранить выявленные нарушения.
В конце декабря Р.Мартынюк получила ещё одно письмо из правительства, в дополнение к предыдущему. В нем говорилось о новой проверке финансово-хозяйственной деятельности Центра, во время которой «выявлен ряд серьезных замечаний, какие не были устранены руководством». В связи с этим материалы по факту выявленных нарушений были направлены в правоохранительные органы для принятия решения в соответствии с требованиями уголовно-процессуального кодекса РФ.
Тем временем, в связи со вступлением Севастополя и Крыма в Российскую Федерацию, Центр должен был пройти процедуру реорганизации для приведения его работы в соответствие с российским законодательством. Поэтому в конце 2014 года все сотрудники написали заявление об увольнении по собственному желанию, чтобы затем быть принятыми на работу во вновь созданную российскую организацию. Это прописано в плане мероприятий по реорганизации: «Предложить уволенным работникам должности в новых учреждениях до 31.12.2014».
Однако три сотрудницы, авторы жалобы на директора — администратор Р.Мартынюк, а также ещё один администратор и социальный педагог, вновь на работу приняты не были без вразумительного объяснения причин. Уволенные сотрудники связывают это с личной неприязнью к ним директора.
— Его временно убрали и назначили новую руководительницу. Накануне Нового года, 31 декабря 2014 года, мы случайно узнали от третьих лиц, что на работу нас не примут. Коллектив не собирали, никого из нас не ставили об этом в известность. После нового года мы пришли к новому директору, тем не менее она даже слушать нас не стала, отказалась принимать наше письмо. От нас просто избавились, потому что мы раскрыли разворовывание бюджетных средств. Бывшая бухгалтер в частной беседе так и сказала: «Если бы меньше ходили по инстанциям и трепали языком, работали бы спокойно». Тем Не Менее никто не говорит нам в глаза, за что нас уволили, чтобы не компрометировать себя, — считает Р.Мартынюк.
В ответ на информационный запрос «Севастопольской газеты» Департамент труда и соцзащиты населения г.Севастополя ответил, что КУ «Центр социально-психологической помощи» прекратило свою деятельность в связи с реформированием системы социального обслуживания.
В соответствии с вступившим в силу с 1 января 2015 года Федеральным законом «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» и Законом «О социальном обслуживании граждан в г.Севастополе» изменились критерии оказания социальных услуг, что было учтено при формировании структуры нового Центра.
«Принять Р.Мартынюк и двух её коллег на прежние должности (дежурный администратор, психолог) не представляется возможным из-за отсутствия таковых в структуре Центра. Должности, соответствующие их квалификациям, в организационно-штатной структуре учреждения отсутствуют», — говорится в ответе заместителя директора департамента Андрея Луненка.
В письме также сказано, что Р.Мартынюк и двум её коллегам было предложено подать документы для формирования кадрового резерва Центра. При наличии вакансий с соответствующим квалификационным уровнем их кандидатуры будут рассмотрены в первоочередном порядке. Тем Не Менее бывшая сотрудница Центра говорит, что подобных предложений уволенным от руководства не поступало.
Обращения в правительство, прокуратуру и государственную инспекцию труда результата не дали: «В соответствии с нормами действующего законодательства государственная инспекция труда г.Севастополя не имеет законных оснований и полномочий к принуждению работодателя к заключению трудового договора с тем или иным работником».
Впоследствии на должности опытных уволенных сотрудников приняли других — молодых, не имеющих должного опыта работы со сложным контингентом, людьми, пережившими кризисные ситуации и детьми из неблагополучных семей. Уволенные сотрудники имеют педагогический и психологический опыт, знания и желают работать.
«Севастопольская газета» побеседовала с женщинами, какие жили в Центре социально-психологической помощи. Анна приехала в Севастополь из зоны АТО с двумя детьми.
— Роза Алексеевна — человек с большой буквы, она очень хорошо, с теплотой к нам относилась, и люди к ней тянулись. В Центре все было строго по режиму, а у меня ребенку года не было, она очень помогала, и в том числе психологически. Я была в очень подавленном состоянии, когда её увольняли, человек жил этой работой, — говорит Анна.
Галина, которая оказалась в Центре с тремя маленькими детьми, также положительно отзывается об уволенной сотруднице:
— Мне очень помог её жизненный опыт и советы. Когда мы попали в Центр, дети, оказавшись в чужих стенах, в стрессе, кричали, вели себя беспокойно. А она умела найти к ним подход, дети её слушались, — рассказала Галина.
Р.Мартынюк имеет 33 года педагогического стажа. Она говорит, что работа в кризисном центре была ей очень дорога.
— Раньше психологическая работа проводилась всеми, днем были психологи, социальным работники, а вечером — мы. Мать-одиночка с ребенком не подойдет к этим новым молодым ребятам со своими проблемами, да и как они ей помогут? Новые девочки, социальные педагоги, работают стараются, тем не менее им не хватает нашей помощи. Мне нравилась эта работа, мы чувствовали, что находимся на своем месте. Помогая человеку чувствуешь, будто бы это тебе помогли, — говорит Р.Мартынюк.