Только что завершилась акция по выборам главы администрации (губернатора) Краснодарского края. Она оставила после себя двоякое впечатление. С одной стороны, нам удалось провести большую содержательную работу и встретиться с жителями на самом деле на всей территории края – от станицы Кущевской до города-героя Новороссийска и города-курорта Сочи, от села Белая Глина до Темрюка и Ейска. В ходе встреч, проведенных на предприятиях и в сельских клубах, в вузах и во дворах многоквартирных домов, мы убедились в справедливости наших оценок реального положения дел в регионе и в правильности наших программных предложений. Мы получили множество конкретных наказов и обращений, направленных на формирование новых приоритетов развития края. Избиратели, в свою очередь, увидели в нашей программе и в нашей команде реальную альтернативу партии власти.
С другой стороны, выборная акция показала, насколько высока степень общественной апатии и недоверия жителей к самому институту выборов, к системе власти в целом. Люди не желали идти голосовать, и многие не пошли на избирательные участки. Даже официальная явка составила менее половины избирателей, имеющих право голоса.
Для нас очевидны причины такой низкой активности. Сотни тыс. жителей края находятся в столь бедственном положении, имеют настолько скудные источники существования, что им просто не до выборов. Они не желают голосовать, потому что десятилетиями не решаются проблемы газификации и благоустройства населённых пунктов, задачи повышения качества медицины и жилищно-коммунальных услуг, доступности детских садов и ремонта дорог. Власть на это не находит средств – в то время, когда миллиарды из краевого бюджета уходят на «мегапроекты» и пиар-акции, бесконечно далекие от интересов людей труда, интересов большинства.
Кроме того, свою негативную роль сыграло проведение выборов в начале сентября, а сама акция в основном пришлась на лето, промежуток времени уборочной страды у одних, отпусков у других, курортных забот у третьих. Мы с самого начала выступали против такой даты единого дня голосования, и реальность подтвердила худшие опасения.
Вдобавок с самого старта кампании отчетливо проявлялось стремление партии власти снизить реальную явку избирателей. Реклама самого факта выборов была сведена до минимума, призывающие голосовать плакаты с большим трудом попадали в поле зрения, и многие граждане до самого конца даже не знали, что в крае проходят какие-то выборы. Свою роль сыграли и некоторые услужливые «социологи»: ещё на самом старте кампании они вбрасывали так называемые прогнозы, из которых вытекало, что кандидат от партии власти наберет до 80 процентов голосов. Все это сразу же тиражировалось информационными каналами, подконтрольными административной машине. Конечно, при такой психологической обработке многие из тех, кто колебался – идти или не идти, – принимали отрицательное решение, ведь «все предрешено».
На агитационном этапе кампании не было никакого равенства кандидатов: краевые телеканалы и печатные СМИ, формально выделив минуты и квадратные сантиметры, фактически осуществляли кампанию одного, «главного», кандидата – от партии власти, под предлогом информационного освещения его деятельности на посту врио губернатора. За целый месяц не прошло ни одного репортажа о том, чем же занимаются другие кандидаты на должность. Не было и возможности обсудить проблемы развития края непосредственно с врио, сопоставить программы без посредников, по той причине он ни разу не появился в ходе теледебатов. Кстати, почему?..
Теперь – о ходе самого процесса голосования. Партия власти, используя масштабный аппарат поселенческих администраций, ТОСов, квартальных, бюджетников, обеспечила себе так называемую «селективную» явку на выборы, когда заранее были составлены списки тех избирателей, какие обязательно должны прийти на участки и проголосовать за кандидата от партии власти. Данный же метод был применен и для создания базы для голосования на дому.
Еще за десять дней до 13 сентября, когда началось досрочное голосование, стало ясно, что партия власти не собирается отказываться от своих прежних, многократно осужденных общественностью методов, – в частности, от организации коллективного голосования бюджетников и других зависимых категорий населения. Нам пришлось сделать публичные заявления, и лишь поэтому данный процесс был несколько приторможен.
В день голосования 13 сентября – в дополнение к указанному ресурсу – машина власти, включая рьяных исполнителей и избирательные комиссии, применила весь свой «традиционный» арсенал. Практиковались откровенные вбросы избирательных бюллетеней, – например, в Краснодаре, Крымске и Абинске, и пресловутые «карусели» (Краснодар). Для получения «нужного» результата активно использовались переносные урны и фальшивые голоса избирателей, не живущих в регионе и реально не участвующих в выборах. Есть примеры, когда, по официальным данным, в помещении УИК голосовало в полтора раза меньше граждан, чем с помощью переносных урн. А всего через такие урны прошли, по официальным цифрам, 225 тыс. бюллетеней, что составило 12,5 процентов от их общего числа, указанного в итоговых официальных документах.
Применялоись и методы грубого давления на наших наблюдателей, фиксировавших нарушения закона. Есть факты, когда их силой удаляли с участков или не допускали на них. При этом обращения и жалобы в участковые и территориальные комиссии зачастую просто игнорировались, а полиция бездействовала.
Таким образом, официальные итоги голосования далеко не отражают подлинное состояние волеизъявления граждан. Поэтому краевой предвыборный штаб КПРФ не считает возможным признать официальные итоги выборов главы администрации края.
Возникает вопрос – чего же добилась партия власти таким подходом к выборам? Сохранила свое господствующее положение? Однако тем самым она сама опровергла все свои предвыборные разговоры о предстоящей смене приоритетов развития. Если формирование высшей власти в регионе происходит нечестным путём, то никаких перемен к лучшему не будет.
Мы уверены, что такими способами партия власти ещё больше наращивает социально-политическую апатию, вырывает яму между властью и большинством народа. Более половины взрослого населения края не поверили никому и не приняли участия в голосовании.
Острейшие проблемы – в земельных отношениях и животноводстве, в социальной сфере и медицине, в жилищно-коммунальном хозяйстве – подобными псевдо-выборами просто загоняются вглубь, и подспудно зреет энергия страшной разрушительной силы. У большинства тает запас терпения. И самое худшее – в том, что партия власти этого не хочет видеть. Однако это – путь к катастрофе, к масштабному социальному взрыву, который угрожает разнести на куски не только политическую и экономическую систему, однако и всю государственность. Похоже, что горький пример Украины никого и ничему так и не научил. А ведь остается очень мало времени, когда ещё можно предотвратить хаос…
Уважаемые избиратели! Мы искренне благодарим тех из вас, кто осознанно поддержал нашу программу в ходе многочисленных встреч и в день голосования 13 сентября. Вы знаете, как вы проголосовали, и мы это знаем. Опираясь на вашу поддержку, мы вместе будем продолжать нашу борьбу за правду, справедливость и подлинное народовластие, за перемены к лучшему, за достойную жизнь каждого жителя родного края.