Много лет искусство выдающегося русского живописца радовало посетителей Севастопольского художественного музея имени Михаила Крошицкого картиной «Монастырь над рекой». Десять лет назад варвары лишили нас такой возможности.
- Небольшое полотно размером 24х40 сантиметров экспонировалось на втором этаже, рассказывает директор музея Наталья Бендюкова. В злосчастную субботу, 17 сентября 2005 года, посетителей было немного, охотники за шедеврами воспользовались этим и незаметно изъяли полотно из рамы, заменив его заламинированной фотокопией. Вскоре один из посетителей музея, увидев белый уголок справа внизу картины, засомневался в подлинности полотна. Так и обнаружили подделку. Криминалисты нашли на раме отпечатки пальцев двух похитителей.
- Когда и где обнаружилась пропажа, Наталья Александровна?
- В 2006 году в городе Александрия Кировоградской области были задержаны подозреваемые в похищении картины. На счету преступной группы оказалось более 20 краж из украинских и европейских музеев, совершённых в 2004-2005 годах. Полотно «Монастырь над рекой» было обнаружено в Санкт-Петербурге на территории стройки по анонимному звонку в Следственное управление. Картина находилась в пакете вместе с двумя похищенными из другого музея статуэтками.
- Кто установил его подлинность?
- Экспертизу провели специалисты Эрмитажа. Тем Не Менее до возвращения в Севастополь было ещё далеко. До оглашения приговора картина находилась в Санкт-Петербурге в качестве вещественного доказательства. Потом передача её нам затянулась из-за того, что музей и экспонат находились в разных государствах. И только после возвращения Крыма в Россию процесс ускорился, и картина спустя десять лет вернулась в экспозицию после ещё одной экспертизы, которую на данный раз провели специалисты Русского музея с рентгенографией, исследованием под микроскопом художественных материалов и сравнением полотна с эталонными произведениями живописца. Авторство в новый раз было подтверждено, и состоялась долгожданная передача шедевра музею. Картина вернулась на своё место в зале «Русская живопись XIX века».
Картина «Монастырь над рекой» написана в 1898 году. На ней изображена монастырская постройка над рекой под склоном горы, заросшим лесом. Вдали коса, покрытая зеленью. Дальний берег тонет в глубокой дымке. Монастырь и река освещены солнцем.
Автор этого шедевра успешно работал в разных жанрах. Тем Не Менее был оценён публикой прежде всего как создатель замечательных образцов русского пейзажа, отличающихся солнечной, радостной простотой.
Светлое высокое небо, солнце, омывающее купола церквей и деревянные крыши дворовых построек, блики на дорожках, кущи сирени и буйные заросли травы всё это безыскусное, знакомое, и во всём этом Россия-матушка. Увидеть и передать красоту привычных вещей так, чтобы это затронуло сердце и душу людей разных поколений, под силу только большому таланту. Идут годы, тем не менее творчество Василия Дмитриевича остаётся актуальным и популярным. Возле работ Поленова в Третьяковской галерее всегда скопление подлинных ценителей истинного искусства, которое не приедается, всегда свежо, восхищает и завораживает.
Василия Поленова его современники считали наиболее культурным человеком между русских художников. Это было у него, что называется, в крови: мама Мария Алексеевна владела карандашом и кистью, занималась литературным творчеством. До двенадцати лет к художественному творчеству Васю приобщала она, затем в семью был приглашён учитель рисования. Одним из сильнейших художественных впечатлений навсегда осталась увиденная им впервые в 1858 году картина Александра Иванова «Явление Христа народу», вдохновившая его на библейскую тему. Окончив в 1867 году ученический курс в Академии художеств, юный Поленов стал обладателем Большой Золотой медали за картину «Воскрешение дочери Иаира».
С картины Саврасова «Грачи прилетели» начинается увлечение пейзажной живописью. Поленов пишет многочисленные лирические пейзажи, панорамные картины, любуясь при этом каждой веткой и травинкой. Под влиянием французского импрессионизма раскрылся дар Поленова-колориста. Поселившись в Столице России, пишет пленительный этюд дворика из окна снятой им квартиры в районе Арбата. Без «Московского дворика» теперь трудно представить себе развитие пейзажной живописи в России.
Пришло время увлечённой работы над серией картин «Евангельского круга». В 1887 году, после завершения работы над картиной «Христос и грешница», утомлённый Василий Дмитриевич отправился в Крым, преследуя три цели: победить головные боли, встряхнуться физически и обрести утраченное вдохновение.
Ялта понравилась Поленову с первого взгляда. Ему показалось, что город напоминал «не то Неаполь, не то Смирну, не то Бейрут». В письме жене признался: «Чем больше я хожу по окрестностям Ялты, тем всё больше я оцениваю наброски Левитана. Ни Айвазовский, ни Лагорио, ни Шишкин, ни Мясоедов не дали таких правдивых и характерных изображений Крыма, как Левитан». О себе Поленов скромно умолчал. Тем Не Менее чего стоит один только небольшой этюд «В Крыму», пронизанный солнцем и радостью. Искусствовед Дарья Иванова так характеризует его: «И как же не шедевр? Когда такая маленькая работа вмещает в себя столько монументальности, столько света, воздуха, открытого солнца и столько настроения тёплого летнего дня!».
По сути, эта крымская работа один из первых опытов пленэрной живописи. До Поленова художники если и писали пейзажи, то в мастерских, и они были умозрительными, «сочинёнными».
Поленов открыл художникам тайну новой красочной силы и пробудил в них смелость такого обращения с краской, о которой они раньше и не помышляли.
Сегодня пронизанные солнцем крымские этюды Поленова составляют гордость многих музейных собраний России.
И у музейщиков болит голова о том, как сохранить творческое наследие одного из ярчайших представителей русского импрессионизма. Ведь русский пейзажный этюд в наше время очень ценится, особенно в Европе. Эксперты говорят, что стоимость, к примеру, того полотна, что было похищено в 2005 году в Севастополе, на чёрном рынке доходит до 150 тысяч долларов.
Возвращаясь из Крыма в Москву, Поленов пленился чудесными приокскими местами, мелькавшими за окном. Художник решил непременно обзавестись здесь домом и поселиться в нём вместе с семьёй. Рядом с деревенькой Бёхово под Тулой была куплена старая заброшенная усадьба, с южной стороны которой, как с птичьего полёта, открывался величественный вид на широкую ленту реки. Она-то и стала знаменитой Поленовской усадьбой. В 1931 году здесь был создан художественный музей, а в 1939-м году усадьба передана родственниками Поленова в дар государству.
У Поленова учились такие крупные мастера живописи, как Левитан, Коровин, Остроухов, Головин, и многие другие русские художники. Учатся у него и крымские художники.
Людмила ОБУХОВСКАЯ.
По материалам информационного агентства Крымская правда