| {fde_message_value} | | {fde_message_value} | 20 декабря
исполнилось 110 лет со дня рождения писательницы Галины Иосифовны Серебряковой
— автора знаменитого цикла романов о Карле Марксе и Фридрихе Энгельсе. Дочь
врача и учительницы музыки, ставших профессиональными революционерами, она уже
в юные годы участвовала в Гражданской войне в Крыму, в 1919 году стала членом
Российской коммунистической партии (большевиков). Верность идеалам Великого
Октября Галина Серебрякова сохранила до конца жизни, несмотря на тяжелейшие
испытания, какие выпали на её долю. С ДЕТСТВА у будущей писательницы была большая любовь к
литературе и пению. От матери она унаследовала незаурядные музыкальные
способности. Впоследствии, живя в начале 1930-х годов в Лондоне, серьёзно
занималась оперным пением и по возвращении в Москву даже была приглашена в
труппу Большого театра. Но, с учётом совета Максима Горького, окончательный
выбор был сделан в пользу литературы.
Получив медицинское образование, Серебрякова не продолжила
отцовскую традицию и ушла сначала в журналистику. В немалой степени это
произошло под влиянием её мужа — наркома финансов РСФСР, а затем СССР Григория
Сокольникова (1888—1939), заметившего у молодой женщины несомненное
литературное дарование. В 1927 году в качестве корреспондента «Комсомольской
правды» Г. Серебрякова побывала в Китае, описав свои впечатления и наблюдения в
цикле очерков. Они вышли книжкой под названием «Рассказы о Китае».
Последовавшие затем творческие командировки в Женеву и Париж позволили ей
собрать огромный документальный материал для своей следующей книги — «Женщины
эпохи французской революции» (1929), принёсшей 24-летнему автору широкую
известность. Эта книга вышла за короткий срок четырьмя изданиями и была
переведена на восемь иностранных языков. Написанная более 85 лет назад, она и
сейчас вызывает большой интерес.
Жанр исторической биографии всегда был востребован в
читательской аудитории, но успех произведения неизменно зависел от того,
насколько автору удавалось «оживить», приблизить отстоящее от нас на столетия
время. Серебрякова представила галерею женских портретов, какие позволили
лучше понять характер, дух, внутренний мир революционной эпохи, пульс её
драматической жизни. По меткому выражению историка М.Н. Покровского, «это
восстановление прошлого из отдельных обломков» напоминает работу
«реставратора-археолога», и если «восстановление удаётся и получается яркая и
живая фигура», то «эффект сильнее, чем от исторического романа». Фантазия
автора, его художественное мастерство, способность почувствовать живую ткань
истории играют в этом процессе первостепенную роль, и успех книги Серебряковой
объяснялся именно этими качествами писательницы.
Пребывание в Англии в 1930—1932 годах (женой Сокольникова,
теперь полпреда Советского Союза) дало ей возможность опубликовать серию
очерков об этой стране, но основным результатом стало возникновение замысла
написать роман-биографию Карла Маркса, прожившего здесь 34 года в качестве
эмигранта. Пройдя по всем памятным местам, какие были связаны с жизнью
Маркса, Энгельса и их соратников, перечитав массу литературы, побывав для сбора
материала в Германии, Голландии, Бельгии, Франции, Серебрякова сумела силой
воображения реконструировать время, которое, по её собственному признанию, уже
«не казалось таким далёким», почувствовать Маркса «живым человеком, а не
бронзовым монументом».
Тонко, наглядно, в прекрасной литературной форме она
показала эпоху, многих реальных людей, причастных к судьбе юноши Маркса,
убедительно раскрыла мир чувств и переживаний молодого человека. Данный роман —
«Юность Маркса» — вышел двумя частями в 1934—1935 годах. Вторая и третья части
трилогии о К. Марксе — романы «Похищение огня» и «Вершины жизни» — вышли в свет
значительно позднее, уже в 1961 и 1962 годах. Последний роман этого цикла под
названием «Предшествие» (1966) посвящён другу и ближайшему соратнику Маркса —
Фридриху Энгельсу.
Почти тридцатилетний перерыв в работе над этим циклом был
связан с трагическим поворотом судьбы Галины Серебряковой. В 1936 году она была
арестована вслед за Г.Я. Сокольниковым и лишь в августе 1955-го освобождена, а
в 1956 году полностью реабилитирована и восстановлена в партии. В романе
«Смерч», вышедшем на русском языке уже после её смерти (умерла 30 июня 1980
г.), писательница рассказала и об этой горькой странице своей жизни.
О несгибаемом мужестве, чувстве достоинства и цельности
натуры Галины Серебряковой свидетельствует тот факт, что после почти
двадцатилетнего отлучения от литературы и нормальной жизни она сумела не только
сохранить преданность идеям Коммунистической партии, но и вернуться к литературной
работе. Созданный ею цикл работ о Марксе и Энгельсе имел широкое признание в
СССР и за рубежом. Романы «Карл Маркс» и «Маркс и Энгельс» были опубликованы в
серии ЖЗЛ. В преддверии 200-летия со дня рождения Карла Маркса (2018) и
Фридриха Энгельса (2020) их художественные образы, созданные Серебряковой,
остаются актуальными.
Сегодняшнему читателю, безусловно, были бы интересны и
другие произведения писательницы, повествующие о людях её поколения, выдающихся
современниках. Повесть «Одна из вас» (1958) посвящена людям, отстаивавшим
Советскую власть на фронтах Гражданской войны и создававшим новый мир в первые
годы Советской власти. Собрание историко-литературных новелл «О других и о
себе» (1968, 2-е изд., 1971) содержит очерки о политических и государственных
руководителях Советской страны, деятелях культуры, искусства и науки,
писателях, с которыми судьба сводила автора.
Один из таких необыкновенно тёплых
портретов рыцаря революции Ф.Э. Дзержинского «Правда» напечатала в № 109 от 2—5
октября 2015 года. А ещё книга содержит волнующие новеллы о встречах с В.И.
Лениным, Н.К. Крупской и М.И. Ульяновой, Д.И. Ульяновым, М.В. Фрунзе, A.M.
Коллонтай, Е.Д. Стасовой, М.Н. Покровским, Бернардом Шоу, Роменом Ролланом,
Максимом Горьким, Сергеем Есениным и многими другими.
Книги Галины Серебряковой нужны и сегодня. А это — главная
награда писателю. По материалам сайта КПРФ |