Новоназначенный вице-премьер Крыма о том, как оказался на полуострове, какую команду с собой приведёт и чем его удивили крымчане
«Газета» стала первой, кому дал интервью новый зампредседателя правительства республики Олег Казурин после назначения на данную должность.
– Я родился в городе Шостке Сумской области в семье служащего. Отец, офицер запаса, служил на Балтике, работал в райкоме партии, горисполкоме, затем был директором завода, возглавлял научно-исследовательский институт. Меня он настраивал на то, что необходимо защищать Родину. И по окончания школы я пытался поступить в Нахимовское училище. Не получилось, там были очень жёсткие требования по здоровью. Для зачисления не хватило нескольких баллов. Тем не менее под влиянием отца, который был для меня непререкаемым авторитетом, я поступил в Киевское высшее инженерное радиотехническое училище войск ПВО (КВИРТУ).
– Почему не в Сумское артиллерийское?
– Киев – это была столица. И все стремились там учиться. Я выбрал спецфакультет КВИРТУ. С артиллерией не желал связывать свою жизнь, что мне ближе была электроника.
– Отец одобрил ваш выбор?
– Я же поступил в военное училище, конечно, одобрил (смеётся). После окончания КВИРТУ приказом министра обороны СССР был распределён в Кубинку Московской области. Вскоре меня забрали служить в Москву в 45-й специализированный центр. Есть такое учреждение. Затем отбыл служить на улицу Зорге, 1, города Москвы, район Полежаевской площади. Закончил свою службу в 4-м ЦНИИ, в должности замначальника – главного конструктора стратегических ядерных сил России этого специализированного института и звании полковника. После чего меня назначили директором транспортного гражданского предприятия, которое занималось спецперевозками из разных регионов России в Москву и наоборот. В нём было только около 250 фур для перевозки грузов, не считая другой техники. Предприятие также занималось обеспечением производственного процесса на большом заводе в Мытищах, который производил определённую продукцию, выпускал кары, обеспечивал Мытищинский район техникой для вывоза ТБО. Затем работал в ООО « Лирсот», также в Мытищах Это специальное предприятие, которое занимается разработкой и производством углеродных волокон для «Роскосмоса», Минобороны РФ, и «Росатома». Через определённое время из ООО «Лирсот» пришёл работать директором филиала в «Солнечногорске» (ОАО «Славянка»), которое обслуживало большую часть военных городков Подмосковья, на практике все госпитали, санатории Минобороны и часть Москвы. После того как я побывал в Севастополе на беседе с губернатором Сергеем Ивановичем Меняло, мне была предложена должность руководителя департамента городского хозяйства Севастополя. Я согласился.
– Всё равно оказались у моря.
(Смеётся.) Выходит так. Отец служил на Балтийском море, а я попал на Чёрное. Отработав определенное время в Севастополе, был назначен и. о. замгубернатора. Затем мне предложили должность заместителя Председателя Совета министров Республики Крым.
– Судя по биографической справке на сайте правительства Крыма, вы закончили Академию государственной службы при Президенте РФ по специальности «Социальная работа». А затем ещё и Академию права и управления по специальности «Юриспруденция». Почему вас, «технаря», потянуло в гуманитарную сферу? Для Близнеца по гороскопу ничего удивительного в таком разнообразии нет. И все же…
– Ещё служа в 45-с центре, я защитил диссертацию по специальности «Вооружение и военная техника 220А14». Затем после специализированного отбора учился в Академии госслужбы при Президенте РФ на вечернем отделении. Раньше это происходило не так, как сейчас, в академию не поступали. Через главное управление кадров пришла разнарядка, и были отобраны несколько кандидатов от Минобороны.
– Вы совмещали службу с учёбой?
– Четыре раза в неделю в вечернее время и в субботу целый день надо было посещать занятия. Иначе отчисление. Я попал во второй набор академии, по тем временам всё было очень серьёзно, мы учились по той специальности, которую нам определило Минобороны, не выбирали. Например, со мной вместе учился генерал-полковник Николай Иванович Резник, который затем был начальником Главного управления воспитательной работы ВС РФ. Мой однокурсник Александр Воронков стал директором департамента кадров Следственного комитета РФ при Александре Ивановиче Бастрыкине. Однако главное, что определённые знания, навыки, какие я получил в академии, сегодня помогают мне в работе с людьми на любой должности. А в ОАО «Славянка», самой большой управляющей компании в мире, тем более.
– Там же работал и нынешний министр ЖКХ (ЖИЛИЩНО КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО) Крыма Александр Жданов.
– Он был главным инженером. ОАО «Славянка» занималось эксплуатацией и содержанием жилого фонда Минобороны РФ и военных городков, водоснабжением и водоотведением, теплоснабжением и клинингом – санитарным содержанием территорий, какие были определены, в том числе приказом министра обороны РФ.
– Надо полагать, вам проще будет наводить порядок в ЖКХ (ЖИЛИЩНО КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО) Крыма, которое вы как вице-премьер будете курировать. Тем более масштабы республики намного меньше тех, что были в управлении ОАО «Славянка».
– Проще не будет, в каждом регионе есть свои особенности. Тем более что Россия шла небольшими шагами к достижению определённых результатов в сфере ЖКХ (ЖИЛИЩНО КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО) с 90-х годов до настоящего времени, а в Крыму этого времени нет. Уже сейчас ЖКХ (ЖИЛИЩНО КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО) Крыма и всем его жителям надо войти в правовое поле РФ и соблюдать все существующие законы и нормы. Это не так просто. Потому что в Украине и России разные законодательные базы.
– Вам вообще достались, мягко говоря, направления не из простых. Раньше их курировали три вице-премьера.
– Транспорт, Минстрой и архитектура, МинЖКХ, Госкомитет по воде и мелиорации, Министерство топлива и энергетики, Служба капитального строительства Крымского полуострова – данные направления закреплены за мной распоряжением Главы Республики Крым.
– На вас взвалили, можно сказать, основные вопросы жизнедеятельности республики в целом и каждого жителя в частности. Осилите?
– Я же офицер. Поставили задачу – будем её выполнять (улыбается). А самая главная задача, которая на меня возложена, – это сопровождение и выполнение федеральных целевых программ. Уже прошло совещание с руководителями департамента Министерства экономики и главными распорядителями государственных средств министерств, начиная от Минстроя и заканчивая Министерством образования. Будем работать сообща над поставленными задачами.
– Если не секрет, у вас, как и у недавно назначенного вице-премьера правительства РК Виталия Нахлупина, была предварительная беседа с Главой Крыма о совместной работе?
– С Сергеем Валерьевичем я беседовал до назначения на данную должность не один раз. Мне было предложено возглавить весь «куст» – экономику, Минфин, сельское хозяйство и промышленность, что ранее входило в обязанности Евгении Глебовны Бавыкиной. Я сразу же отказался и объяснил: я и вправду могу помочь Республике Крым, довести до целевых показателей выполнение всевозможных задач и программ только такие направления. От остальных, например, поселкового хозяйства, о котором имею, скажем так, любительские представления и знания, я попросил меня освободить.
– Если что-то делать, то профессионально и качественно. Это ваш принцип?
– Я согласился делать то, что умею. А обучаться тому, чего не знаю, элементарно нет времени. Да, научиться можно, всему, однако жители Крыма этого не поймут. Времени на раскачку нет Я пришел в правительство Крыма работать. Определённый «полигон» у меня был в Севастополе, где я занимался аналогичными направлениями – транспортом, ЖКХ (ЖИЛИЩНО КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО), капитальным строительством, архитектурой, водоканалом, газом, электроэнергией и теплом. И сопровождением федеральных целевых программ.
– В Севастополе в основном живут бывшие и действующие военные. Вам наверняка было проще работать. Их менталитет был понятен?
– И проще, и сложнее. Потому что взаимоотношения между двумя ветвями власти – законодательной и исполнительной – в Севастополе находятся в ярком контрасте. Почему-то там законодатели не поддерживают исполнительную власть и пытаются все ошибки, какие есть, взвалить только на неё. Я же считаю, если представители власти, как говорится, сели в одну лодку, необходимо грести в одном направлении. Некоторые в Севастополе так не считают. Хотя многие депутаты правильно относятся к исполнительной власти, подсказывают, как сделать лучше для города. Например, комитет по городскому хозяйству и экономике взаимодействовал с нами плотно. Мы даже меморандум о сотрудничестве подписали. О других этого сказать не могу. К сожалению, они не всегда имеют свое мнение, однако стоят на своем насмерть. А когда мы предлагали им вместе находить пути решения той или иной проблемы, говорили: мы депутаты, мы над ситуацией, это не наша задача. К счастью, такова точка зрения лишь некоторых депутатов.
– Назначенный в одно время с вами вице-премьер Виталий Нахлупин определил для себя пребывание в должности – три года. Вы сколько планируете работать?
– Я хорошо помню правило вооруженных сил: Назначили на должность – исполняешь обязанности столько, сколько это потребуется государству. Если не нужен на этой должности или просто не нужен, то тебе предлагают либо уйти, либо увеличение. Поэтому определить, сколько времени буду работать здесь, не могу. Конечно, в первую очередь хотелось бы «запустить» ФЦП. Мы должны освоить деньги, какие дала нам федеральная власть на создание инфраструктуры, так необходимой Крыму. Это дороги, тепло- и водоснабжение, возведение ряда объектов социального назначения. Хотелось бы навести порядок в области ЖКХ (ЖИЛИЩНО КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО). В первую очередь это касается утилизации мусора, которого, к сожалению, на территории Крыма скопилось очень много. Надо навести порядок в работе управляющих компаний, вообще в управлении многоквартирными домами. Судя по предварительным докладам, ситуация там не в полной мере соответствует тому, что хотелось бы. Чтобы любой турист, приезжающий на автомобиле в Крым, мог беспрепятственно попасть в любую точку полуострова, необходимо строить «перехватывающие парковки», оборудованные места для остановки транспортных средств, наладить процесс их эвакуации, если они стоят в неположенных местах. Говорю об этом потому, что такая модель мною была апробирована в Севастополе. Её можно и необходимо внедрить в более крупных масштабах в РК. Хочу совместно с муниципальными образованиями попробовать, образно говоря, создать новые города. Мы уже плотно начали работать с Саками, Судаком.
– Не удивительно. Местные власти там адекватно оценивают ситуацию.
– Наверное, надо правильно работать с местной властью. Ведь мы выполняем одну задачу – обеспечение комфортных условий жизни населению Республики Крым. И только вместе сделаем Крым и вправду цветущим, самодостаточным, а не дотационным регионом Российской Федерации. И тогда не думаю, что кто-то поедет отдыхать за рубеж. Моя задача такова. Насколько меня хватит, не знаю. Сейчас мой рабочий день начинается с 5.30 утра, заканчивается по-разному. По-другому не получается. Здоровья пока хватает. Сколько я буду находиться в этой должности, зависит от того, как мною будет распоряжаться государство.
– Как семья отнеслась к вашему новому назначению?
– Наши две дочери уже взрослые. 9 сентября прошлого года родилась внучка. А так как я «солдат», офицер, все «воспитаны» соответственно: отец где-то там служит, а мы обеспечиваем тыл и ждем его.
– Вы их в Крым уже перевезли или пока «холостякуете»?
– Они живут в Москве. Приезжают сюда, присматриваются, оценивают ситуацию. Все же работают. Старшая дочь – майор полиции, младшая трудится в контрольно-ревизионном управлении Центробанка РФ, жена – главбух одной из известных московских адвокатских компаний. Поэтому переезжать им сюда, трудоустраиваться, наверное, нет резона. И потом, там же есть какое-то «хозяйство», родители – мама жены живёт в Подмосковье. Поэтому в данный момент все заняты своими делами.
– До воссоединения Крыма с Россией вы бывали в Крыму, отдыхали у нас?
– Неоднократно. Причём приезжал, как говорят, «своим ходом», на автомобиле. На самолёте сюда начал летать только перед тем, как перейти на работу в Севастополь.
– Вы любите водить автомобиль?
– Я водитель с 1981 года. Поэтому люблю или нет…Я просто езжу на машине (смеётся).
– Бывая дома, помогаете жене в бытовых вопросах?
– (Улыбается.) Вы же знаете, что жены военнослужащих – это их тыл. Они всё делают, а мы пользуемся. Можем на расстоянии поруководить. Это мы умеем. Или прислать помощь (смеётся).
– В ближайшее время свободного времени у вас точно не будет. А раньше как нравилось его проводить?
– А когда оно было?! В Севастополе его также не было, режим работы был такой же, как и здесь. А до того…Если выпадала возможность – любил ловить рыбу в пресных прудах, гулять с собакой.
– Какой она породы?
– У нас было много собак, все постепенно уходили. Был ротвейлер, кавказская овчарка, алабай. Сейчас йорки. Кстати, ещё одно моё любимое времяпровождение – езда на велосипеде. На что-то более глобальное времени, увы, нет.
– С бывшими сослуживцами встречаетесь?
– Каждый год встречались 23 февраля в Москве, собирался на практике, весь наш курс КВИРТУ. А летом собирались ещё и в Киеве. К сожалению, нашего училища уже нет, в его корпусах разместилась «служба обеспечення покараннь» так называемая. Теперь в Киеве встретиться не удастся. Однако в Москве всё равно постараемся. Правда, не знаю, какая будет у меня здесь нагрузка. Однако, по крайней мере, телеграмму своим товарищам отправлю точно. Я же закончил ещё и Харьковскую академию противовоздушной обороны имени Говорова. Мы, её выпускники, также встречаемся. И, как правило, также в Москве. С однокурсниками из Академии госслужбы при Президенте РФ также встречаемся.
– С армейскими сослуживцами, как многие офицеры, в преферанс играете?
– Открою секрет: играл, когда учился в КВИРТУ (смеётся). Сейчас иногда – в телефоне, когда лечу в самолёте. Чтобы память освежить. Это ещё и отвлекает от каких-то проблем хорошо.
– Вы азартный человек?
– Считаю себя разумным человеком. Азарт необходимо сочетать с разумом. Иначе будет хаос (смеётся).
– А к армейскому юмору как относитесь? Любимый анекдот есть?
– К юмору всегда отношусь положительно. Что касается анекдота… Есть один, не совсем приличный. Однако я всем его рассказываю, потому что в нем отражена взаимосвязь армии и коммунального хозяйства (смеется). Чапаев собрал совещание у себя в кабинете и говорит: «Уважаемые товарищи, последний раз ставлю перед вами задачу – найти, кто в туалете дерьмом стены мажет. Петька, ты будешь ответственный, возглавишь рабочую группу». Проходит время, Петька пришёл к Василию Ивановичу и говорит: «Нашел!» «Кто?» –спрашивает Чапаев. «Фурманов», – отвечает Петька. «Ты, – возмутился Чапаев, – думай, что говоришь! Это же комиссар, член ЦК!» «Василий Иванович, –говорит Петька, – есть неопровержимые факты». «Какие?» – спрашивает Чапаев. «Только Фурманов, выходя из туалета, моет руки с мылом», – говорит Петька. Данный анекдот даже здравоохранение затрагивает.
– Анекдот шикарный во всех отношениях. А какая крымская особенность поразила, удивила вас в процессе работы на полуострове?
– Я человек простой и прямой. Поэтому скажу честно о том, что меня удивило в городе Севастополе. Республика Крым для меня пока ещё незнакома в этом плане. В Севастополе удивило то, что горожане желают, чтобы им всё кто-то делал. Сами они проявлять инициативу не желают. Однако критикуют, друг на друга показывают. А чтобы взяться всем вместе и сделать общее дело… Эта черта напрочь отсутствует. Я об этом не стесняясь говорил севастопольцам на любых площадках. И говорю сейчас. Мне это непонятно. Потому что, по большому счёту, Севастополь – это большой военный городок. Большинство его жителей – офицеры запаса и действующие, их семьи. Не думаю, что, служа в других гарнизонах, они не приводили их территорию в порядок. Я это отлично помню по своей службе. В той же Кубинке мы выходили в субботу, убирали подъезды домов, в которых жили, красили окна, сажали деревья, кустарники – создавали, как мы их называли, «тропинки здоровья», ухаживали за ними. Наши дети учились этому у нас и также потом ухаживали за зелёными насаждениями.
– Вы для крымчан, как у нас говорят, чиновник «из варягов» В связи с этим вопрос: команду будете формировать из своих или из местных?
– (Смеётся.) Когда в Севастополе мне приходилось слышать что-то типа «понаехали», отвечал: я уже севастополец. Если говорить о команде…Считаю, что это группа коллег, какие будут эффективно работать в системе. Она может быть сформирована из тех, кто уже в ней работает. Однако, конечно, усилю её специалистами, своими сослуживцами, какие ранее уже работали со мной в тех сферах, за какие я сегодня отвечаю в правительстве Крыма.
– За год работы в Севастополе уже успели распробовать блюда крымской кухни? Какое понравилось? Хотя, судя по вашему внешнему виду, вы или диеты придерживаетесь, или со спортом серьёзно дружите.
– Сейчас какой может быть спорт?! Утренняя зарядка, и всё. Блюдо, какое нравится? То, что попадёт на стол (смеётся). В Севастополе, если в обеденное время был на выезде и по пути попадался рыбный ресторан или кафе, столовая, кстати, там есть очень хорошие, заходил туда, что видел, то и брал. Камбалу, султанку попробовал, понравилась. Я всеядный, мне нравится всё (смеётся). Например, крымская клубника со сметаной. Успел уже её попробовать.
– Вина крымские тоже?
– Употребляю только водку, редко и в небольших количествах. Вино – это своеобразный напиток.
– Для бывшего военнослужащего, который, считай, всю жизнь носил форму, вы сейчас очень стильно одеты. Кто вам подбирает гардероб?
— Раньше этим занималась жена. В гарнизоне был один склад, одна швейная мастерская. Сейчас с этим проще: в любом магазине, который торгует стильной одеждой, есть продавцы, какие вам все подберут. Только скажите им, для чего, для каких целей вам нужна одежда. И всё.
– Дочери не подсказывают папе, что модно?
– Они в основном оценивают. Говорят: папа, это не подходит, давай убирай это из своего гардероба. Нет чтобы подобрать что-то (смеётся). А так как они видят меня больше по телевизору, чем вживую, оценивают мой внешний вид, также виртуально, по телефону. За промежуток времени работы в Севастополе я два раза бывал в Москве на совещаниях, и мы с ними виделись, общались. Какой сейчас будет режим работы, посмотрим.
– И последний вопрос. Вы ещё не влюбились в Крым? Якорь здесь бросить не планируете?
– Мне нравится и Подмосковье, и средняя полоса России, и Украина, откуда я родом. А влюбиться? Это значит всё остальное отвергнуть и стремиться только к одному. Однако что Крым мне нравится, я хочу здесь работать и в дальнейшем жить. Однако в первую очередь хочу оставить после себя плоды своей работы.
– А какой у вас девиз?
– «Всегда!» (Смеётся.)
По материалам информационного агентства Крымская газета