Заместитель начальника Управления по курортному делу и туризму города Сочи Юлия Малороднова считает, что сочинские и крымские курорты — не конкуренты друг другу, и сама отдыхает в Крыму, сообщает издание «Севастопольская газета».
Не секрет, что курортное хозяйство Крыма в настоящее время стоит на пороге реформирования, что само по себе включает несколько аспектов. В ходе происходящих преобразований возникает немало проблем, связанных с созданием транспортной инфраструктуры, застройкой в прибрежной части, обеспечением современного сервиса. Но Крым — не первый, кто проходит данный путь реформирования. Подобный опыт накоплен сочинскими коллегами.
Именно об этом зашла речь в ходе встречи крымских и севастопольских журналистов с заместителем начальника Управления по курортному делу и туризму администрации города Сочи Юлией Малородновой.
— Юлия Владимировна, какие проблема пришлось решать в первую очередь?
— Задачу дорожных пробок, незаконной застройки, качества курортного обслуживания. Для ликвидации пробок были построены объездные дороги, а также дублер Курортного проспекта (система автомобильных тоннелей. — Прим. ред.). Относительно незаконной застройки: глава Сочи очень серьезно занимается этим вопросом. Например, в Хостинском районе таковые уже снесли, теперь решается вопрос о освобождением пляжной территории в Центральном районе Сочи — от Морпорта до гостиницы «Жемчужина». Так или иначе, возведение в первой зоне горносанитарной охраны запрещено, и борьба за соблюдение законности — в самом разгаре.
Если рассматривать вопрос сервиса и выведения туристического обслуживания на европейский уровень, то плюсом можно считать активную работу наших предприятий и руководителей гостиничных цепей, которых у нас порядка двенадцати. Данные руководители сделали очень действенный шаг — они перевоспитали весь свой персонал в соответствии с существующими международными стандартами. Поэтому если оценивать качество сервиса в отелях и ресторанах, то это их заслуга.
— Насколько сурово у вас относятся к незаконным застройщикам?
— Если вы имеете в виду пресловутые лодочные станции, то они были снесены в первую очередь, и это вопрос — правового механизма. Думаю, что в поисках способов борьбы с незаконными застройками крымчане вполне могут проконсультироваться с нашими юристами. Все происходит в рамках закона, выделены так называемые округа горносанитарной охраны.
— Каким образом в Сочи уходили от теневой аренды и скрытых доходов?
— Данный вопрос решался проще, как в рамках подготовки к Олимпиаде у нас был утверждён отдельный федеральный закон по городу Сочи и Краснодарскому краю об обязательной классификации объектов размещения. Таким образом, всех частников, какие раньше работали в тени, мы обязали встать на налоговый учет. Конечно, были сложности в фиксации, но на сегодня в Сочи зарегистрированы около тысячи проклассифицированных объектов размещения, в том числе пяти-, четырех- и трехзвездочного уровня, мини-отели, гостевые дома. Эта работа продолжается с использованием услуг двух экспертных компаний — федеральной и региональной.
Частный сектор участвует в этой классификации при условии наличия более пяти сдаваемых номеров, что определяется рамками существующего стандарта. Так что квартиры бабушек не классифицируются.
— Делились ли вы опытом с крымскими коллегами?
— В прошлом году мы приглашали большую делегацию из Крыма для участия в туристическом форуме, показали им наши объекты размещения, рассказали об опыте ведения туристического бизнеса.
В свою очередь, наши туроператоры ездили в Крым, как в Сочи также существует спрос на Крым. Я сама отдыхаю в крымских санаториях, люблю Саки.
— По-вашему, возможно ценовое сравнение сочинских, северокавказских и крымских курортов?
— Вообще сравнивать курорты наших регионов, на мой взгляд, нельзя — у нас разная целевая аудитория, и принцип таргетированности выдерживается. Вполне естественно, что те, кто годами ездил отдыхать в Крым, будут продолжать туда ездить, а любители отдыха на сочинских курортах так и будут ездить в Сочи.
Смысла конкурировать на ценах я не вижу, мое мнение: требуется возобновлять регулярное морское сообщение между портами Крыма и Кавказа. Наши отдыхающие с удовольствием поехали бы на экскурсии в Ялту, Сухуми, Анапу или Геленджик морем. Кстати, в июне произойдёт Черноморский туристический форум, на котором стоит поднять вопрос о таком сотрудничестве. Другое дело, что это связано с инвестициями, какие должны идти и со стороны Крыма, и со стороны Краснодарского края. Если помните, в свое время наши прогулочные катамараны были переправлены в Крым и до сих пор оттуда не вернулись.
— Летом на курортах неизменно растут цены, что, безусловно, отражается на местных жителях. Удается ли лавировать в этих условиях?
— Административного регулирования у нас в стране нет, но наши местные руководители уделяют этому вопросу очень серьезное внимание, развивая практику привозных ярмарок, где выставляют свою продукцию кубанские производители по более низким ценам, чем магазинные.
— Каким образом поддерживается чистота на общедоступных сочинских пляжах?
— Сочи раскинулся на 145 километров вдоль берега, у нас порядка 170 пляжных территорий, из них 77 — муниципальные, какие по договору благоустройства арендуются и приводятся арендаторами в надлежащий санитарный вид. Другие пляжи принадлежат санитарно-курортным организациям, и они и вправду закрыты для общего пользования в соответствии с законами РФ и Земельным кодексом. Такие пляжи должны быть обязательно ограждены. Одно время местные жители жаловались на закрытость пляжей, но по закону должно быть именно так, в первую очередь из соображений безопасности. Некоторые руководители идут на контакт с местными жителями и практикуют свободный доступ по принципу прописки. Но наша задача — развивать городские пляжные территории, исходя из принципов доступности и безопасности. Наш мэр гордится тем, что в нашем городе — порядка 600 тыс. камер наблюдения, какие установлены в рамках программы «Безопасный город».