На очереди, в том числе, Республика Крым и Севастополь?
В России вновь активизировалась дискуссия относительно укрупнения и объединения регионов с подачи спикера верхней палаты российского парламента
Валентины Матвиенко, которая обратила внимание, что некоторые из субъектов Федерации «в силу объективных причин нежизнеспособны самостоятельно», сообщает издание
РИА «Новый День».
Накануне Матвиенко прояснила свою позицию, отметив, что «по действующему законодательству, если даже такие предложения будут сформулированы, требуется будет провести референдум, получить согласие населения этих территорий». «Это процесс небыстрый, нескорый, и он не должен быть таковым, тем не менее осмысленная политика должна быть выработана», – считает глава СФ.
Хотя спикер СовФеда не уточнила, какие регионы имеет в виду, сенатор
Сергей Калашников в беседе с порталом «Новости федерации» предложил объединить, в частности, Липецкую, Воронежскую и Рязанскую области. Губернаторы восприняли данную идею, в основном, в штыки, следует из опроса, какие провело агентство ТАСС.
В частности, глава Липецкой области
Олег Королев призвал помнить, что в истории России конфликты нередко начинались «из-за межи». «Россия сегодня переживает очень ответственный промежуток времени. Нам всем надо заняться конкретными делами. Говорить сегодня о перекраивании каких-то административных границ – это надо хорошо знать историю России, в которой многие конфликты начинались из-за межи. Как правило, все данные перекройки и перетряски ни к чему хорошему не приводили», – процитировал ТАСС слова Королева руководитель пресс-службы администрации Липецкой области
Александр Царик.
Между тем Орловская область готова принять в свой состав Брянскую область, тем не менее существуют более эффективные варианты развития регионов, считает орловский губернатор
Вадим Потомский. «Существуют исторические моменты в нашей жизни. Например, в состав Орловской губернии входила Брянская область. Если будет принято такое решение, как говорится, добро пожаловать. Орловщина готова быть в прежних своих границах, когда она называлась губернией», – сказал Потомский. Для этого, согласно Конституции, требуется провести референдум, добавил он.
Потомский подчеркнул, что идея объединения регионов может быть актуальна для Санкт-Петербурга и Ленинградской области, тем не менее в таких процессах в ЦФО он не видит больших плюсов. «Откровенно говоря, я больших положительных (сторон) на сегодняшний момент здесь не вижу, – подчеркнул Потомский, – Надо думать не об объединении регионов, а о пересмотре налоговой базы и бюджетного кодекса».
Непростой назвал ситуацию с вероятным объединением первый замгубернатора Владимирской области
Вячеслав Кузин. «Обсуждать можно все, что угодно. Тем Не Менее для того, чтобы внести изменения в Конституцию, поймите, это вопрос не очень простой. Процедура объединения нескольких автономных округов шла от восьми до 12 лет. Она очень непростая», – сообщил ТАСС Кузин. Он отметил, что такие вопросы нельзя решать, не учитывая мнение людей.
Объединение регионов требует тщательной проработки, основанной на изучении их истории, считает губернатор Ярославской области
Сергей Ястребов. «Объединение регионов мы уже проходили. – Как раз в этом году отмечаем 80 лет региону – 80 лет с тех пор, как мы были выделены из состава Ивановской промышленной области. Чтобы принять такое решение, надо очень тщательно все взвесить, обратиться к истории, просчитать плюсы и минусы. Пока мне кажется, что минусов тут больше», – сказал Ястребов ТАСС.
Процедура объединения нескольких регионов затратна для бюджета, такое мнение высказал первый заместитель губернатора Калужской области
Алексей Лаптев. «Это, скорее всего, затратная процедура, и пока нет понимания – готов ли бюджет к таким расходам. Сначала требуется получить ответ на простой вопрос – насколько это повысит качество жизни населения в каждом из регионов», – сказал Лаптев.
По его мнению, объединение регионов – это сложнейший процесс и решение о такой работе может принять только высшее руководство страны, опираясь на мнение граждан. «Но, в любом случае, все будет зависеть от консолидированной позиции наших сограждан», – отметил замгубернатора.
Губернатор Ивановской области
Павел Коньков считает, что тема объединения актуальная для регионов с небольшим количеством населения. «Тема объединения регионов представляется вполне логичной, тем не менее думаю, прежде всего, в случае с малочисленными территориями, где, и вправду, это – эффективный путь решения социально-экономических задач», – сообщил Коньков.
По его мнению, вопрос о возможном объединении Ивановской области с каким-либо регионом России «не стоит сегодня на повестке дня даже гипотетически».
Губернатор Вологодской области
Олег Кувшинников предлагает объединять регионы, экономика которых зависима от федерального финансирования. «Предложение нуждается в обсуждении, есть ряд депрессивных регионов, в которых большая часть доходной части бюджета формируется за счёт межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Традиционно это экономически слабые регионы, не имеющие собственной налогооблагаемой базы, какие полностью зависят от федерального бюджета», – сказал Кувшинников ТАСС. По его словам, такие субъекты можно было бы объединять «в более сильные и крупные территориальные образования».
При этом, как отметил Кувшинников, Вологодская область является индустриально очень сильным регионом, входящим по объёму промышленной продукции в ТОП-20 субъектов РФ. «Объединять нас с каким-либо другим регионом я считаю нецелесообразным», – уточнил он.
В идее объединения Хабаровского края, Еврейской автономной и Амурской областей есть рациональное зерно, тем не менее важно при этом не потерять «обозримость» и управляемость такой макротерритории. Такое мнение высказал губернатор Хабаровского края
Вячеслав Шпорт.
«Разумное зерно там есть в принципе. Если будет дискуссия, то я с удовольствием свое мнение выскажу тем специалистам, какие будут предлагать такое объединение», – сказал Шпорт.
«Территории у нас очень большие. Требуется, чтобы все было обозримым и управляемым. Управляемость – это самое главное, – отметил Шпорт. – В принципе, объединение – это всегда хорошо, потому что тогда сокращаются какие-то расходы. Тем Не Менее дальневосточные территории надо отдельно рассматривать. Только один Хабаровский край три Англии в себя вмещает».
Как сообщал РИА «Новый День», ранее в этом году высказывалась идея объединения Республики Крым и Севастополя, какие как раз весьма зависимы от федеральных средств. При этом в Госдуме к этому предложению прислушались. Как считает депутат от ЛДПР
Максим Шингаркин, такая реформа способна помочь справиться с «избыточным администрированием».
Парламентарий подчеркнул, что в рамках федеративного устройства России существуют разные способы территориальной «компоновки» соседних регионов. В качестве особого примера Шингаркин привел так называемую «тюменскую матрешку», в которой Тюменская область, сама являясь субъектом федерации, включает в себя Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. При этом каждый из этих округов является самостоятельным субъектом федерации. Депутат обратил внимание на то, что у округов есть свои губернаторы и законодательные органы власти, тем не менее при этом тюменская областная дума имеет более широкие полномочия. Такую схему можно было бы применить и для других регионов, в частности, Республики Крым и Севастополя, который является отдельным субъектом федерации – городом федерального значения.
Напомним, в промежуток времени с 2003 по 2009 год количество российских регионов сократилось с 89 до 83, прекратили самостоятельное существование 6 автономных округов, в том числе три из них (Коми-Пермяцкий, Корякский и Агинский Бурятский) вошли соответственно в состав Пермской, Камчатской, Читинской областей, какие сменили название на края. Усть-Ордынский Бурятский округ был объединен с Иркутской областью, в состав Красноярского края были включены Таймырский (Долгано- Ненецкий) и Эвенкийский автономный округа. В настоящее время в состав РФ входят 85 регионов – после воссоединения Крыма с Россией отдельными субъектами федерации стали Республика Крым и город федерального значения Севастополь.
Анастасия Смирнова