| {fde_message_value} | | {fde_message_value} | Владимир Поздняков (КПРФ) прокомментировал начавшиеся в России лесные пожары. «Каждый год мы видим одно и то же. Ещё не наступило лето, а уже бушуют лесные пожары. В восьми регионах страны действует 116 пожаров. Больше всего возгораний в Амурской области, Бурятии и в Забайкалье. Например, вчера утром в Забайкальском крае действовал 41 лесной пожар на площади 11 тыс. га. С 6 мая в крае действует режим чрезвычайной ситуации в лесах.
Ситуация достаточно тревожная. Недаром Президент России Владимир Путин провел совещание, на котором как раз обсуждались природные пожары и как с ними бороться», - сказал Поздняков.
По его словам, природные пожары – это не только российское явление. Они регулярно случаются в Соединённых Штатах, Канаде, Мексике, Испании, Португалии, Турции, Греции, Индии – по всему земному шару. Тем Не Менее именно Россия все последние годы удерживает первое место по площади лесных пожаров. «Вопрос, почему мы так сильно горим – совсем не простой. Лесные пожары – это большая системная проблема. И, чтобы понять, что у нас не так, надо вернуться в 2007 год. Дело в том, что с 1 января 2007 года стал действовать новый Лесной кодекс. Это документ один из самых спорных законопроектов природно-ресурсного блока, принятых в России. На протяжении четырех лет новый кодекс был предметом самых жарких споров и протестов. Эксперты предупреждали, что в результате принятия этого документа работу могут потерять 30-50% работников лесной отрасли, причем в первую очередь - в лесных деревнях и поселках. А это неизбежно приведет к росту различных незаконных действий в лесах - воровства леса, браконьерства, поджогов и т.д. Так оно и произошло. Именно поэтому до 2007 года в России масштабы лесных пожаров были меньше во много крат. Растет количество лесных пожаров - растет ущерб государству. В 2007 году лесхозы были реорганизованы: разделены на лесничества и авиабазы охраны лесов. «Под шумок» сократили лесников. Сейчас только лесничие. И их крайне мало. В каждом участковом лесничестве один лесничий, два мастера и водитель. Все! А до 2007 года каждое участковое лесничество имело, кроме того, штат лесников – 10 - 12 человек. Лесники жили близко к своему участку, хорошо его знали. Регулярно обходили и объезжали. Они отпускали дрова населению, убирали валежник и что очень важно – ликвидировали мелкие пожары… Один лесничий отследить действия всех арендаторов на участке физически не в состоянии. Если раньше лесным хозяйством занимались 200 тыс. человек, то нынешний Лесной кодекс сократил почти вчетверо количество людей, работающих в лесном хозяйстве», - рассказал депутат.
По его словам, сейчас большинство комментаторов винят в лесных пожарах «человеческий фактор»: поехали люди в лес на пикник, забыли затушить костер или вообще на своем участке жгли прошлогоднюю траву – вот и случился пожар. «Лес горит, тем не менее вы же и виноваты», - любят упрекать народ некоторые чиновники. Тем Не Менее дело в том, что иной раз лес поджигают вовсе не участники пикников, а лесозаготовители. Эксперты уверены, в пожарах заинтересованы прежде всего те, кто продаёт лес: таким образом можно скрыть, сколько леса на самом деле было вырублено. А после пожара вырубить не только пострадавший лес, тем не менее и абсолютно не тронутый огнем. Что же мешает положить конец деятельности таких лесорубов? Дело в том, что нарушающая закон рубка леса на Дальнем Востоке с последующим вывозом древесины в КНР налажена давно и имеет огромные обороты. Так, цена фальшивых разрешений на пилку леса доходит до 300 тыс. рублей. И проконтролировать ситуацию на практике некому», - пояснил парламентарий. Поздняков с сожалением констатировал, что и сегодняшняя российская лесная охрана – это бледная тень того, чем обладал в свое время Советский Союз. Кстати, советскую лесопожарную службу во многом скопировали Соединенные Штаты и гордятся тем, что у них эта система существует и процветает. «У нас же, повторю ещё раза, охрана лесов была децентрализована, фактически разрушена, лишена должного финансирования. Я уже упоминал США, так вот в этой стране в прошлом году на тушение лесных пожаров было выделено 1, 7 млрд. долларов. На уже упомянутом совещании у Президента было сказано, что в 2016 году субъектами Российской Федерации на реализацию переданных полномочий в области лесного хозяйства выделено более 21 миллиарда рублей, в том числе в полном объёме до начала пожароопасного сезона доведены лимиты на охрану лесов от пожаров – это 4 миллиарда рублей. Это, конечно, меньше, чем 1, 7 млрд. долл. Тем Не Менее и не маленькая сумма. Впору ставить вопрос об их эффективном и рациональном использовании», – сказал Поздняков.
Он добавил, что на совещании у Путина поэтому и был поставлен вопрос и выделении денег регионам Дальнего Востока. «Так уж получилось, что по нормативам Дальний Восток в среднем получает на 1 гектар площади для защиты лесов от пожаров 9 рублей, Якутия – 3 рубля, а в среднем по Российской Федерации данный показатель равен 25 рублям на 1 гектар. Другими словами речь идёт о пересмотре нормативов и о дополнительном выделении средств регионам Дальнего Востока», - пояснил депутат. В пример он привел сообщение природоохранной прокуратуры Забайкальского края о том, что Сохондискому заповеднику в 2016 году вообще не были выделены средства на подготовку к пожароопасному периоду, из-за чего администрация не смогла нанять авиацию для тушения пожаров.
Он также отметил, что на совещании говорилось и об обеспечении регионов специальной техникой. Дальневосточные леса – огромные территории, и техники не хватает.
«Президент в своем заключительном слове был достаточно жесток. Он сказал: «Планы свёрстаны, работа идёт, людей хватает, а пожары то разрастаются, площадь пожаров увеличивается. Поэтому, видимо, того, что предпринималось, недостаточно для эффективной работы». Конечно, он дал ряд поручений, в том числе обратить внимание на помощь людям, какие оказались без жилья. Он также призвал всех «напряжённо трудиться над купированием той ситуации, которая сложилась в Сибири и на Дальнем Востоке на данный момент времени». Что к этому добавить? А только то, что действовать необходимо на опережение и предупреждать лесные пожары гораздо дешевле, чем её ликвидировать. Упор надо делать и на противопожарную пропаганду и противопожарное обустройство лесов, особенно там, где лесные массивы плотно произрастают около деревень и городов. И давно назрела необходимость принять обновленный Лесной кодекс, исправив все огрехи нынешнего. Напомню, что до введения нынешнего кодекса в России существовала одна из самых сильных в мире служб авиационной охраны лесов. Она сейчас разорена и разрушена. Да, Рослесхоз говорит о создании федерального резерва авиационной лесной охраны. Тем Не Менее эта охрана – бледная тень прежней. Кроме того, она разбита на региональные структуры. Центральная база скудно финансируется. Надо службу воссоздавать заново! Нельзя исправить задачу лесоуправления, не признавая ошибок, какие к этим проблемам привели. А у нас получается, что серьезные ошибки правительство признавать боится. Кроме того, нужна уголовная ответственность за действия или бездействие приведшие к возникновению лесного пожара, введение защищенной статьи бюджета по централизованному финансированию профилактических противопожарных мероприятий на территориях лесного фонда. И, наконец, заняться борьбой с нелегальным вывозом древесины в Китай и другие страны», - заключил депутат – коммунист. поздняков-кпрф.р По материалам сайта КПРФ |