Недавно одна из самых узнаваемых и любимых актрис российского кино в Симферополе встретилась со студентами кафедры театрального искусства Университета культуры, искусств и туризма. В Севастополе сделала творческую встречу «Моя ирония Судьбы» в рамках культурного проекта Русского театрального дома «Театр и Книга». Валентина Илларионовна рассказала о своём многогранном творчестве, прочитала стихи любимых поэтов, представила свою книгу «Мои пригорки, ручейки…».
Досье
Народная артистка РСФСР Валентина Илларионовна Талызина родилась 22 января 1935 года в Омске. После окончания ГИТИСа стала служить в Театре имени Моссовета. В кино дебютировала в 1963 году. Зрители запомнили созданные ею яркие образы Елены Николаевны в комедии «Вас вызывает Таймыр», секретарши Федяева в легендарных «Стариках-разбойниках», учителя химии Нины Петровны в сериале «Большая перемена». Тем Не Менее настоящая популярность пришла после картины «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», в котором она не только сыграла подругу главной героини, тем не менее и «подарила» исполнительнице роли Нади Барбаре Брыльски свой голос. На счету актрисы около ста работ в кино. Дважды лауреат премии «Золотой орёл», кавалер орденов Почёта и Дружбы. 11 марта 2014 года Валентина Талызина подписала обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку политики президента РФ Владимира Путина на Украине и в Крыму.
- Книгу не сама писала, а надиктовала её журналистке Елене Светловой, призналась Валентина Илларионовна. – Времени на всё не хватает, тем не менее в какой-то момент почувствовала внутреннюю потребность поделиться своими воспоминаниями. Если после прочтения какая-нибудь девочка из Восточной Сибири захочет, как я, приехать в Москву и стать артисткой, значит, книжка свою задачу выполнила: вселила уверенность в свои силы и в возможность проявить себя в столице. - Что для вас воспоминания? - Волшебные одежды, какие от употребления не изнашиваются, так сказал о воспоминаниях английский писатель Роберт Стивенсон, и я с ним согласна. Надеюсь, путешествие по моим островам памяти будет интересно слушателям. Книгу посвятила маме Анастасии Трифоновне. Нам с ней фамилия Талызина досталась от папы. - И вы решили оставить её навсегда? - Именно так, хотя в детстве я её не любила. И только позже поняла, какая она замечательная, редкая. Семейное предание гласит, что род Талызиных начался в ХVI веке, когда молодой мурза татарский дворянин Кучюк Тагалдызин, приехавший из орды в Муром к великому князю Василию Тёмному, принял православие и стал Яковом Талызиным. Когда у меня спрашивают, какой я национальности, отвечаю: «Чисто русская». Так я себя ощущаю. Хотя во мне течёт ещё и польская кровь бабушки, есть и украинская материнская линия берёт начало в Полтавской губернии. Не отказалась от своей фамилии, и выйдя замуж за художника Леонида Непомнящего, от которого у меня дочь Ксения. Она носила фамилию отца, а после замужества стала Хаировой. А вот моя любимая внучка Настя захотела стать Талызиной. - Ксюша ведь пошла по вашим стопам, а Настя? - Да, Ксюша окончила ГИТИС, служит на театре, снимается в кино. А Настя занимается в академии хореографического танца и мечтает блистать на сцене Большого театра. - Вы не только много снимаетесь в кино, играете в театре, тем не менее и поёте, читаете монологи и стихи. Какие выступления особенно запомнились? - Во время которых читала духовную поэзию. Когда за тобой поёт хор, ощущение испытываешь, не передаваемое словами. Как будто отрываешься от земли, сливаясь с музыкой. - Наверное, неслучайно в вашей жизни один-единственный театр, в котором вы начинали при легендарном Юрии Завадском? - Театр при нём был монастырём искусства. Все ходили на цыпочках, говорили шёпотом, как в храме. Попасть с первых шагов в профессии в театр с умным и талантливым режиссёром везение и счастье. В коллективе были настоящие корифеи сцены, это была труппа, в которой, кроме служения театру, других ценностей не было. Всё было подчинено искусству. Театр Моссовета это мой дом. - В другие не звали? - Было как-то предложение заманчивое: главный режиссёр зазывал в свой театр зарплатой в пять раз больше той, что я получала. На вопрос после моего отказа, что же такое меня держит в театре, где ролей в последнее время не так уж много, ответила банальным: «стены». На самом деле, конечно, держат молодость, которая в этих стенах прошла, устои и заповеди, какие впитала здесь, и они стали моими навсегда. - Что, и доброжелателей никогда не было? - Один-единственный режиссёр был. Снял меня с роли, как все, не только я, считали, что незаслуженно. А буквально на следующий день позвонил Сергей Бодров-старший и предложил главную роль в картине «Непрофессионалы», и я улетела на съёмки. Бог всегда ставит всё на свои места. - Говорят, с Фаиной Раневской не сразу нашли общий язык? - Всем известно, что человеком она была непростым, требовательным к себе и к другим, в профессии и в жизни бескомпромиссным. Она была мною недовольна на репетициях нашего первого спектакля «Дядюшкин сон». Перелом произошёл во время работы над спектаклем «Последняя жертва». Она обратила внимание на то, что моя героиня в одной из сцен возвращается из храма, и посоветовала сходить в церковь. Что я и сделала. И произошло что-то такое, от чего работа над ролью пошла как по маслу.
С этого началась наша дружба с Фаиной Георгиевной. - Вы, наверняка, задумывались, почему «Ирония судьбы» десятки лет не сходит с экрана. Ответ нашли? - Ответ подсказала одна корреспондентка, которая вопрос так сформулировала: «Почему у этого фильма такое мистическое звучание?». Вот вам и разгадка, и другого определения картине не подобрать. В ней остались души сценариста Эмиля Брагинского, редактора Нины Скуйбиной, режиссёра Эльдара Рязанова, коллег-артистов, какие играли увлечённо и с удовольствием. - А что скажете о фильме «Ирония судьбы. Продолжение»? - Конечно, Бекмамбетов не Рязанов, его стихия совсем другое кино, он мастер экшен. В одном из его фильмов Анджелина Джоли, сидя на капоте движущегося автомобиля, стреляет сразу из четырёх пистолетов. Вот это его тема. Хотя сам он добрый, мягкий, потрясающий человек. То, что получилось, конечно, совсем иное кино, чем фильм Рязанова. Тем Не Менее мы старались быть органичными с былыми образами. - С Эльдаром Александровичем добрые отношения сохранились? - Иначе и быть не могло. Рязанов ввёл меня в мир кинематографа, научил жить в этом особом мире, где всё подчинено камере, где в каждом кадре требуется выложиться по полной. Хоть из себя выпрыгни, а сделай как надо. Наполни роль тем, что у тебя внутри. А чтобы было внутри такое, чем можно с другими поделиться, надо над собой непрерывно работать. Дан тебе талант будь любезен, развивай его, не разменивайся по мелочам, не трать жизнь на пустоту. Это его уроки. Последний раз встретились в его киноцентре «Эльдар» на моём творческом вечере. Когда закончила читать стихи, Эльдар Александрович вскочил с криком: «Валя, я тебя обожаю!». Таким искренним и непосредственным он оставался до последнего дня. - Ваше безоговорочное принятие воссоединения Крыма с Россией продиктовано чем-то личным? - Для меня иное просто немыслимо! Сорок лет отдыхала в ялтинском доме отдыха «Актёр», и последние двадцать лет меня из Симферопольского аэропорта возил один и тот же шофёр, который каждый раз говорил о мечте крымчан вернуться в Россию. И это же я от многих слышала. Мне горька до слёз ненависть ко всему русскому, которую сейчас воспитывают в людях на прекрасной украинской земле, которую я люблю. Мы все понимаем, что природа этой ненависти навязана извне. Нынешние украинские правители на штыках этой ненависти пришли к власти. Она им выгодна. Тем Не Менее это не может длиться вечно, народ прозреет. Мои дедушка и бабушка, уехав из полтавской деревни Бугаёвка в Сибирь, построили там украинскую хатку и жили в ней. Я как-то побывала на их родине, где меня деревенский люд встречал с песнями, в национальных нарядах. Такой наив, такая чистота! У меня слёзы градом хлынули. Вот данные слёзы радости и будут моим воспоминанием об украинском народе. И никакими запретами на въезд на землю предков этого не выбить из памяти.