Данную фразу Георгий Григорьевич произносит уже не на один юбилей. И в 80, и в 90 съёмочная площадка была частью его жизни.
Досье
Советский, российский режиссёр театра и кино, сценарист и драматург, заслуженный деятель искусств РСФСР, народный артист РФ Георгий Григорьевич Натансон родился 23 мая 1921 года в Казани. В 1944 году окончил режиссёрский факультет ВГИКа. Большой успех имели фильмы «Шумный день», «Всё остаётся людям», «Старшая сестра», «Ещё раз про любовь». Лауреат премии СССР за пьесу «Они были актёрами» о героях крымского подполья в годы Великой Отечественной войны. Награждён орденами «Знак Почёта», «За заслуги перед Отечеством» IV степени, Золотой медалью им. С. Ф. Бондарчука.
И в нынешние 95 делится планами: «Задумал снять картину о защитнице Таллина Ленине Варшавской, 17-летней студентке Гнесинского музыкального училища, сбежавшей на фронт. В бою при штурме эстонской столицы она спасла пятнадцать офицеров, а сама погибла. Считаю своим долгом рассказать о героине. Тема Великой Отечественной не отпускает».
Не отпускает с тех самых пор, когда на премьере спектакля по его пьесе «Они были актёрами» в Крымском русском драматическом театре имени Горького в 1973 году Георгий Григорьевич признался: - Героизм маленькой группы симферопольских актёров, между которых была Александра Фёдоровна Перегонец скромная, интеллигентная женщина, потряс меня. Актёры, о которых часто думают легкомысленный, лёгкий народ, показал всю глубину человеческого духа не на сцене, а в жизни... Когда пьеса заинтересовала только что вступившего в должность директора театра режиссёра Анатолия Григорьевича Новикова, никто из нас не ожидал грандиозного успеха. Работать было интересно, я со многими актёрами подружился, с Сашей Голобородько, нынче одним из ведущих московских актёров. Государственная премия была неожиданностью. Сама работа приносила счастье, а тут ещё такой финал! На одном из Ялтинских кинофестивалей мы разговаривали долго и обстоятельно. - Ваша жизнь в театре началась с успеха и признания. Чего не скажешь о кинематографической судьбе. Чем не угодили в самом начале творческого пути? - Вы правы. Мало кто знает, помнит, что был у меня фильм о коммунисте-карьеристе, сценарий которого написал Евгений Габрилович. Называлась картина «Повторная свадьба». С неё все неприятности и начались. В Правительстве России картину посмотрели и зарубили. Я был наказан почти на пять лет отлучён от кино. Никто ничего не мог сделать, посылали покаяться, попросить прощения у тогдашнего председателя Госкино Ермаша. А я не пошёл. Это были годы брежневские... - Однако это потом компенсировалось большим успехом, есть что вспомнить... - Да, только путь к успеху совсем не простым был.
В жизни часто происходят необъяснимые вещи. Когда задумали картину «Старшая сестра», ни один актёр ни Татьяна Доронина, ни Инна Чурикова, ни Наталья Тенякова, ни Михаил Жаров утверждены не были. Всех раскритиковали наши корифеи. Однако несмотря ни на что, досняли. Автор пьесы Александр Володин сказал: «Мне за данную картину не стыдно». Председатель Госкино Алексей Романов после премьеры воскликнул: «Ах, какую вы открыли актрису! Да это же уровень Любови Орловой и Марины Ладыниной!». И послал нас с ней в Италию на декаду советского кино. Сказать, что картина имела успех ничего не сказать! Обложки запестрили Танечкиными фотографиями: «Новая звезда советского кино!». - Газеты писали: «Картину посмотрели около 70 миллионов зрителей». Однако не меньший успех был и у фильма следующего «Ещё раз про любовь»… - И его приняли зрители не просто тепло, а восторженно. Потому что речь шла о чистоте, искренности человеческих отношений, о подлинном чувстве. Когда в Госкино представили сценарий, на нас руками замахали: какая это пошлятина, говорили, как вы можете после «Старшей сестры» снимать такую картину антиморальную? Сняли всё же. А дальше история развивалась так. Советский Союз никогда не участвовал в Колумбийском фестивале, а тут вдруг пригласили. Отправили одну конкурсную картину, а между 12 внеконкурсных, для ознакомления, нашу. Сопровождали их два работника отдела внешних сношений. Нас с Дорониной, конечно, на фестиваль не пустили. Приёмная комиссия, посмотрев конкурсный фильм, его отвергла, попросила заменить чем-то другим и попросила показать все картины. И выбрали «Ещё раз про любовь». Картина завоевала Гран-при. Я, правда, приз только один раз видел в кабинете начальства. Это была почти двухметровая серебряная ваза с маленькой золотой дощечкой, на которой написано: «Режиссёру Георгию Натансону за мастерство режиссуры и высокие моральные качества фильма». Где теперь данный приз никому не известно… - Вас называют «первооткрывателем звёзд», а на кинофестивале «Литература и кино» наградили дипломом и премией «За прекрасные режиссёрские открытия актёров и создание глубоких, незабываемых образов в экранизациях отечественной литературы». Кто кроме Дорониной обязан вам известностью с младых ногтей? - В картине «Валентин и Валентина» Таня играла маму, а дочку молоденькая актриса Мариночка Зудина, у которой тогда только начинался роман с Олегом Табаковым, и он несколько раз приезжал на съёмки, мы с ним вспоминали, как он снимался в моей картине «Шумный день» совсем мальчишкой. Одна из первых серьёзных ролей Инны Чуриковой в «Старшей сестре». Саша Домогаров дебютировал в моём фильме «Наследство».
Мне приписывают и Аллу Ларионову как открытие, однако это не так. Десятиклассницу Аллочку нашёл для картины «Жизнь в цвету» мой коллега другой ассистент Александра Довженко. Режиссёр как увидел её, просветлел лицом. А я сразу влюбился. Мы какое-то время встречались, однако замуж она вышла за Колю Рыбникова. Аллочка стала яркой актрисой. Наташу Тенякову я увидел в Театре Ленинского комсомола. От предложения сыграть младшую, Лиду, в «Старшей сестре» она отказалась, сославшись на то, что все её пять кинопроб на «Ленфильме» забраковали. Потом прислушалась к моим доводам и не пожалела. Виталий прежде вообще нигде не снимался, однако с ролью жениха справился блестяще. Сашу Лазарева в фильм «Ещё раз про любовь» я взял совсем молодым, никому не известным. - Как сами думаете, что главное во всех ваших фильмах? - Всегда стремился ставить пьесы, снимать фильмы добрые. Наша творческая молодёжь впала в подражательство американскому кино с безудержным насилием. Мне думается, зрители во всех странах соскучились по героям, какие волнуют душу, окрыляют. К счастью, остались фильмы, на которых воспитывалось не одно поколение. И сегодня молодёжь по ним открывает для себя мир энтузиастов и романтиков, честных, принципиальных, любящих, жертвующих собой во имя высоких идеалов. Надеюсь, и мои картины оставляют добрый след в душах зрителей разных поколений.
Помнится, Георгий Натансон не смог быть на Ялтинском фестивале до конца спешил на съёмки нового фильма и ему заранее вручили высшую награду фестиваля статуэтку богини Деметры. Высоко подняв её над головой, он произнёс: «Жизнь продолжается. Снимается кино».
Перед тем как он улетел снимать, успела расспросить о задуманном. - Герой новой ленты Михаил Булгаков,- рассказал Георгий Григорьевич. Это рассказ о малоизвестных страницах биографии легендарного писателя, связанных с его пребыванием в Крыму в 1925-30 годах и написанием романа «Бег».
О них я узнал во время работы над первым фильмом о жизни и творчестве Булгакова «Весь я не умру».
Художественно-публицистическая картина «Я вернусь, или Путешествие М. А. Булгакова в Крым» вышла в 2001-м году, к 110-летию со дня рождения Михаила Булгакова. Продолжением стала «Булгаков на Кавказе». За данные фильмы режиссёр получил Национальную премию «Золотой Орёл» и приз «За фундаментальный вклад в отечественную экранизацию» на кинофестивале в Гатчине.
Поздравляя мэтра отечественного кино с 95-летием, глава правительства России Дмитрий Медведев отметил, что его фильмы делают мир светлее и лучше.
Это поистине так. И дай Бог здоровья и бодрости именитому режиссёру, осуществления всех творческих задумок.