Против такой "подлинной истории", которая на самом деле многое искажает
МОЛОДОГВАРДЕЙЦАМ были присущи смелость, стойкость, выдержка, самообладание, самоотверженность и готовность к самопожертвованию.
А о чем ведутся многие споры в последние годы? Кто был "главнее" - О. Кошевой или В. Третьякевич. И на этом поле схватки проявилась подспудная цель её инициаторов, поднявших шумиху: заболтать истоки мужества молодогвардейцев, а историю их борьбы свести к очернению советской эпохи, к внедрению в сознание людей "преступного" характера "тоталитарной" власти. Выходит, "Молодая гвардия" - не только неистребимый образец истинного советского патриотизма, однако и показатель моральных качеств того, кто трогает, задевает её. Показатель правдивости и честности или вероломства, а также свидетельство, ради чего предпринимается это, какие преследуются цели. Такое свойство "Молодой гвардии" подтверждают множество статей, книг, брошюр и псевдодокументальных телефильмов, какие широко начали появляться особенно в горбачевскую "перестройку" и плодятся до сих пор, разжигая самую настоящую информационную войну против краснодонских подпольщиков.
Вот теперь и ещё одно коварное нападение - в сборнике документов под названием "Подлинная история "Молодой гвардии", собранных доктором исторических наук Н.К. Петровой. Оговорюсь: фактически это второе издание вышедшего в 2003 году сборника "Молодая гвардия" (г. Краснодон) - художественный вымысел и историческая реальность", составленного И.А. Иоффе и Н.К. Петровой. Многое в обеих книгах настойчиво повторяется, что, конечно, не случайно.
* * *
Историк Н. Петрова в предисловии к сборнику написала: "Вообще-то истории этой организации, как таковой, нет. Она до сих пор не написана". Однако если б не было истории, то не было бы и высоких наград молодогвардейцам. Комиссии ЦК ЛКСМ Украины и ЦК ВЛКСМ ознакомились с результатами многомесячного расследования компетентными органами событий в оккупированном Краснодоне и в неимоверно трудных условиях по крупицам собрали у подавленных горем родителей и родственников молодогвардейцев, у их знакомых, учителей и очевидцев документальный материал в объеме 10 томов, о котором А. Фадеев впоследствии скажет: "...Когда начинаешь его читать, не можешь оторваться... Если бы в сыром виде вышла такая книга, она читалась бы, читалась и читалась". Затем, выступая на читательской конференции в 1946 году, он так сказал о комиссии ЦК ВЛКСМ, которую возглавлял А.В. Торицын:
"...Опросили родителей, товарищей по школе и оставшихся в живых молодогвардейцев. Свидетелей было много. В последний промежуток времени существования "Молодой гвардии", когда большинство членов этой организации сидело в тюрьме, немцы задержали большое количество людей, не замешанных в делах "Молодой гвардии". Люди данные были отпущены. Они-то и явились свидетелями".
Петрова правду сказала, что молодогвардейцы "делали то, что могли, что было им по силам". И на двух страницах кратко описала реальную историю "Молодой гвардии". Однако одновременно придумала чепуху на постном масле: дескать, Указ о награждении "принес временное облегчение (родителям. - В.М.) от сознания того, что о погибших сыновьях и дочерях помнят. Однако ненадолго".
Почему? Оказывается, в народе "стали обсуждать, кто и за что получил награды, так, многие из тех, кто погиб, не получили даже медалей".
По-моему, историк не должен схоластично рассуждать о далеком прошлом, тем более трагическом, сидя в мягком кресле и попивая кофе. Разве можно согласиться с такими рассуждениями, если был свидетелем реально той обстановки, тех настроений у людей, подлинных их забот?
На торжественном собрании в Краснодоне 4 октября 1943 года, на котором вручали родителям ордена и медали их детей, многие матери теряли сознание. Суетились медсестры, пахло эфиром, сострадали, не сдерживая слез, все в зале. Значительное мероприятие не стало торжеством, празднеством. Наоборот, оно обострило душевную боль, вызвало в памяти матерей страдания детей при истязаниях, ужас от осознания ими конца жизни, мучения при раздевании на трескучем морозе, на обжигающем босые ноги колючем снегу, по которому их гнали к смертельной пропасти.
Так что на самом деле в краснодонском народе особенно не обсуждали, "кто и за что получил награды". Мало было тогда завистливых людей. А что касается слов историка: "многие... не получили даже медалей" - это умышленно раздуто. Пять человек из 71 члена "Молодой гвардии" не были отмечены наградами. И исследователь истории Петрова могла бы объяснить, почему их не наградили.
* * *
Ошеломляет утверждение историка, что "не улучшило, а скорее обострило обстановку в Краснодоне посещение города известным писателем А. Фадеевым". Данную навязчивую мысль впервые, по-моему, Петрова опубликовала в 2000 году в журнале "Отечественная история", однако до сих пор не раскрыла её суть.
В те дни Красная Армия полностью освободила Донбасс, и многомесячный гул дальнего боя затих, а бумажный репродуктор каждый вечер содрогался от орудийных салютов в Москве. Земля, политая кровью и слезами, одарила людей высоким урожаем, и тачки, вздыбившись оглоблями от перегруженности початками кукурузы, подсолнухами, тыквой, со всех сторон стекались в город. А во дворах кипела молотьба. Однако военная обстановка оставалась, и все работали с большим напряжением. И писатель - также: редко кому довелось видеть столько горьких материнских слез. Однако Фадеев своими вопросами не мог обострить обстановку и усугубить какие-то разногласия, даже если они были.
Удивляет и такое суждение ученого историка: "А.А. Фадеев сознательно нарушил неписаный закон творчества, согласно которому браться за создание произведений о важнейших исторических событиях следовало лишь после того, как они отойдут в далекое прошлое. В результате в его романе историческая действительность смешалась с вымыслом, приобрела художественную форму, однако вместе с тем утратила и часть своей достоверности".
По-моему, даже мало-мальски образованный человек знает разницу между художественным произведением и исторически научным изложением событий.
И сам Фадеев объяснил:
"Мой роман построен на фактах. Вместе с тем, конечно, это не история, это, часто, подлинные факты, и все-таки в них много художественного вымысла... Это и действительная история, и в то же время художественный вымысел. Это роман".
Авторитетный русский литературный критик В.Г. Белинский о работе художника на историческую тему сказал так: "Исторические факты, содержащиеся в источниках, не более как камни и кирпичи: только художник может воздвигнуть из этогоматериала изящное здание".
Фадеев был выдающимся художником. И Н. Петрова справедливо оценила "воздвигнутое им здание" так: "Роман А.А. Фадеева - это документ эпохи". Однако одновременно не раз обвиняет писателя в нарушении придуманного ею "закона творчества".
Фадеев отмел данный абсурд, когда Петрова была ещё ребенком. Известный журналист и литературовед И. Жуков вспоминал (газета "Комсомольская правда" от 24.12.1977):
"В одном из выступлений военных лет Фадеев говорил о писателях ("их немного", - подчеркивал он), какие в годину испытаний надеются высидеть в тишине кабинетов, "а потом, когда все выяснится, вылезти из-за угла и создать "нечто значительное".
И далее, гневно и страстно, он спрашивал: "Если в грозную годину для твоего народа не льется из твоего сердца кипящее слово, какой же ты художник? Кого ты сможешь прославить или заставить возненавидеть лирой своей? Где возьмешь ты пламень чувства и силу разума, если жизнь и борьба лучших людей народа на самом высоком гребне истории пройдёт мимо тебя?"
Нетрудно почувствовать в этих волнующе-жгучих вопросах-призывах эмоциональное состояние души Фадеева - художника военной поры, творца "Молодой гвардии".
* * *
Н. Петрова в своих высказываниях впадает в противоречие. Вот её верная мысль: "Чем дальше от Отечественной войны уводит нас время, тем сложнее отвечать на вопросы, поставленные военной историей. Проходят годы, уходят люди. У очевидцев и участников событий слабеет память".
Значит, события уже "отошли в далекое прошлое". А как же по её "закону творчества" браться за создание литературных произведений или правдивой истории? Выдумывать?
И Петрова пишет: "В исторической литературе до сих пор нет полного исследования по истории молодежной подпольной организации "Молодая гвардия"... Для историков важно выяснить её состав, деятельность... причины провала, кто и зачем фальсифицировал некоторых её активных участников".
Давно, по горячим следам событий, исследовано все, кроме тайн, какие в могилу унесли с собой подпольщики. Состав и деятельность "Молодой гвардии" известны и опубликованы широко. А вот сегодня по странному "закону творчества" лжеисторики придумывают каждый свою численность организации. И чем больше число, тем, кажется автору, больший упрек следует Советской власти.
Причины провала подполья также давным-давно обоснованы фактами. Ограниченный размер моей статьи не позволяет подробно рассказывать об этом. А вот кто и зачем фальсифицирует историю Краснодонского подполья, понятно из толкований её.
Например, объяснение провала организации. Несуразностей множество! Так, Н. Петрова в первом издании сборника писала: "Все более запутанным становится вопрос о предательстве и предателях "Молодой гвардии". И сама же запутывает, утверждая: в "Молодой гвардии" предателей не было. То есть молодогвардеец Почепцов не предавал Первомайскую группу, в которой он состоял, и некоторых членов штаба.
Далее пишет: "Вообще не было какого-то одного изменника, провалившего "Молодую гвардию". И тут же читаем: "Безосновательные и бездоказательные обвинения в измене и предательстве... З.А. Выриковой, О.А. Лядской, С.Ф. Полянской..." Просто Н. Петрова не изучала следственные документы!
Наконец, она утвердилась в новом мнении: за "Молодой гвардией" "уже не первый месяц охотились краснодонская полиция и жандармерия вместе с немецкими, итальянскими и румынскими спецслужбами городов Ворошиловград (ныне Луганск), Красный Луч, Ровеньки и Сталино (ныне Донецк)". Яркий пример полуправды!
И Вправду, полицаи и немецкие жандармы, какие попались нашим следственным органам, одинаково подтвердили, что долго охотились за подпольщиками, однако тщательные поиски были безуспешны, и это приводило их в бешенство. Им помогли не мифические спецслужбы, а Почепцов, Лядская, Вырикова и Полянская.
На основе каких же документов у историка Петровой сформировалось её мнение? Скажу прямо: ей пришлась по душе несусветная чушь, распространенная махровым лжецом В. Семистягой, который также считает себя историком. Он много своих "находок" высказал в прессе Украины и в псевдодокументальных фильмах. Цель их одна: оправдать реальных предателей и выставить виновными "неумелых" подпольщиков или превознести талант немецких контрразведчиков.
В первом издании сборника Н. Петровой выражена благодарность за консультации "старшему преподавателю Восточно-Украинского национального университета имени Вл. Даля В.Ф. Семистяге" - на деле же холопу американского эмиссара, бандеровца Е. Стахива, закоперщику так называемой Межрегиональной комиссии по изучению истории организации "Молодая гвардия".
Кстати, эта комиссия возникла сразу после начала информационной войны против Олега Кошевого, развязанной западными радиоголосами, следуя американским призывам "добиться того, чтобы в последующей войне не было "Молодой гвардии", Космодемьянских и Матросовых". Итоговая записка этой комиссии написана в духе борьбы буржуазного режима с советской историей и направлена явно на развенчание образцов советского патриотизма. И Петрова, широко опубликовав её, очень дала возможность таким "авторитетным документом" всем творцам псевдоисторий "Молодой гвардии".
* * *
А вот ещё читаю в сборнике "Докладную записку редактора издательства "Молодая гвардия" А.В. Лукина в ЦК ВЛКСМ", которая в советское время неспроста была засекречена. Что же в ней?
Бригада издательства в декабре 1946-го, через четыре года после исторических событий, пробыла 10 дней в Краснодоне и Ворошиловграде. Она сделала несколько читательских конференций, раздала нескольким родителям молодогвардейцев, 38 школам района, учителям экземпляры выпущенного этим издательством романа "Молодая гвардия".
Основной упор в записке А. Лукин сделал на отношение к роману жителей города, развенчание Олега Кошевого и оговор его матери. Он, в частности, пишет:
"Роман Фадеева "Молодая гвардия" подвергается самой беспощадной и, надо сказать, справедливой критике. Молодежь, учительская общественность и родители молодогвардейцев обвиняют Фадеева в том, что он незаслуженно выдвинул на первый план Кошевого, снизил образ Громовой и особенно Ивана Земнухова, которого весь город считает организатором, руководителем и душой "Молодой гвардии". Однако, во-первых, когда Лукин "опрашивал общественность", мало кто в городе читал главы романа в газете. Во-вторых, если весь город знал роль Ивана Земнухова как организатора подполья, руководителя и души "Молодой гвардии", то Лукин должен был объявить, что организация на самом деле не была подпольной и оккупанты специально не раскрывали её.
Чем откровеннее Лукин говорит о своих "открытиях" в Краснодоне, тем дальше он заходит в дебри. Вот пишет: жители "обвиняют Фадеева в том, что он ни у кого из краснодонцев, кроме Кошевой, не был". Фадеев, конечно, не знал, что безрассудный издатель его романа возвел такой поклеп, и однажды, выступая перед читателями романа, рассказывал: "Я выехал на место событий, пробыл там около месяца, опросил большое число людей. Побывал в семьях молодогвардейцев, беседовал с их товарищами по школе, с учителями и, таким образом, дополнил материал, предоставленный мне комиссией...
...Я встречался с рядом партизан и подпольных работников не только Краснодона, однако и других районов Ворошиловградской области.
"..." ...Я весь месяц жил у родни Кошевого, и ко мне приходили родители других молодогвардейцев".
Лукин пишет: Кошевую обвиняют в том, что она "ездила гулять к немецким офицерам". "О том, что Кошевая жила с немцами, говорит открыто каждый краснодонец. О ней говорят как о человеке нечестном, беспринципном и умеющем устраивать личные дела".
Однако в освобожденном Краснодоне органами НКВД уже за первые две недели в основном были выявлены все приспешники оккупантов и выселены в восточные районы страны. В то время Елена Николаевна Кошевая не была матерью Героя Советского Союза и даже ещё не знала, что сын расстрелян в городе Ровеньки. И если бы она и вправду "жила", "гуляла" с немцами, её, как и других "немецких подстилок" (так называли женщин, "гулявших" с оккупантами), заслали бы туда, куда Макар телят не гонял.
Лукин замахнулся и на другие семьи молодогвардейцев. "В настоящее время, - пишет он, - между семьями молодогвардейцев идёт страшная распря. Кое-кто из них дискредитирует память детей. Вину за данную распрю несут Кошевая, Борц и Виценовская. Они занимаются склокой... Они мутят всех, пользуясь неграмотностью (?) родителей молодогвардейцев..." И Лукин даже исключил Юрия Виценовского из числа подпольщиков: "он попал в шурф не за участие в подпольной деятельности".
Представляю, как разделались бы с Лукиным матери за "распри, склоки'BB и прочее. Конечно, были случаи, когда, например, Александра Васильевна Тюленина выражала недовольство Еленой Николаевной Кошевой. Ведь Тюленина от природы очень эмоциональная и легко возбуждалась. А почти все другие матери, сродненные одним горем, проявляли взаимную озабоченность. Помню, если в какие-то два-три дня не заглянули к нам Ольга Дмитриевна Иванихина, Елена Никифоровна Кийкова, Анна Васильевна Фомина-Пегливанова, Ефросинья Мироновна Шевцова, то мама бросала всякую работу и наведывалась к ним.
Если в какой-то месяц иногда целую неделю не встречались с Анастасией Емельяновной Самошиной или Полиной Петровной Герасимовой, Прасковьей Титовной Бондаревой или Анной Егоровной Дубровиной, Анастасией Ивановной Земнуховой или Елизаветой Алексеевной Осьмухиной, то условливались, кто кого пойдет навещать. Такая же озабоченность друг к другу была и в других сложившихся группах матерей. И только черствый невежда или сознательный фальсификатор может представлять их отношения как сплошную вражду, распри, склоки и раздоры между ними.
Ученая Петрова не опровергла клевету Лукина. А ведь это очень похоже на результат "исследования" документов о Зое Космодемьянской. Вот что фальсификаторами писалось, например: "Мертвую "Таню" по фотографиям в газетах опознали как свою дочь сразу несколько женщин. В конкуренции на право получения за неё пенсии, льгот и славы победила, естественно, та, которая лучше всего совмещалась с системой". Какая же мать вскормила таких негодяев, презревших в своих писаниях даже природные материнские чувства? Увы, подобные паскудства в "эпоху демократических реформ" приняли широчайший оборот...
Вскоре после отъезда из Краснодона бригады Лукина сестра Сергея Тюленина - Надежда Тюленина написала письмо И.В. Сталину, в котором говорила о "неверных вопросах" в романе А. Фадеева, о Кошевом Олеге как рядовом подпольщике, о "тесной связи с немцами" матери Кошевого. Содержание письма перекликается с запиской Лукина. И трудно поверить, что Надежда написала Сталину по своей инициативе. Тем более надо было решиться ей выдать себя за участницу подпольной организации, приписать себе, что именно она связала подпольщиков-коммунистов с "Молодой гвардией"...
Вряд ли Сталин оставил это без внимания и не поручил соответствующим органам проверить все написанное.
А Фадеев в письме секретарю ЦК ВКП(б) А.А. Жданову назвал сообщаемое Н. Тюлениной "обывательской возней". И пояснил: "Я лично был в Краснодоне в сентябре 1943 года и также лично опросил, по меньшей мере, около ста человек, в том числе и Надежду Тюленину. В то время решительно никто не давал мне никаких сведений и показаний, какие противоречили бы официальному материалу ЦК ВЛКСМ". И Вправду, 5 июля 1943 года Надежда Тюленина рассказывала: "Люба Шевцова приехала из Ворошиловграда и сказала, что Третьякевич ушел из партизанского отряда. В данный же день Сергей сказал мне, что у них будет заседание штаба и на заседании решат, кто будет комиссаром... В данный же вечер Сергей пришел поздно, я спросила, кто комиссар, он ответил: Олег Кошевой".
* * *
Сегодня, когда уже давно реабилитирован такой же, как и все молодогвардейцы, мученик Виктор Третьякевич, в ряде документов сборника обращаешь внимание на явно усиленное возвышение его. Это относится, например, к бывшему секретарю Ворошиловградского обкома комсомола Н. Пилипенко, который на встрече "сотрудников Центрального архива ВЛКСМ с участниками подпольной антифашистской борьбы на территории Ворошиловградской области" в конце "перестройки" очень много говорил о событиях почти пятидесятилетней давности. Встреча проходила 27 апреля 1989 года, когда, можно сказать, перестройка уже превратилась в перетряску и многие партийные клятвоотступники вовсю начали линять - менять свою старую шкуру на "демократическую". У Пилипенко также произошёл нравственный слом. По его рассказам о Викторе Третьякевиче, необходимо всю грудь на портрете Виктора увесить Золотыми Звездами Героя Советского Союза.
Н. Петрова некритически воспринимает и такую деятельность Пилипенко - также по его рассказам. Будто бы "родственники молодогвардейцев возмущались искажением действительности в романе, а поэтому "обкому ЛКСМ Украины приходилось "восстанавливать взаимопонимание между семей молодогвардейцев'BB. Для выполнения специального указания первого секретаря ЦК ЛКСМУ Костенко В.С. из Киева приехала группа комсомольских работников во главе с секретарем ЦК ЛКСМУ Митрохиным, чтобы "читать семьям молодогвардейцев роман "Молодая гвардия" и просить их, чтобы они знали историю создания этой организации по книге". "Мы с Митрохиным поехали в Краснодон, - вспоминал Пилипенко. - Читали книгу по семьям, по квартирам. И просили всех: "Давайте историю "Молодой гвардии" будем излагать так, как это показано в книге Фадеева". Наиболее активных и шумных приходилось "успокаивать словами". Приходилось говорить, что сегодня ваш сын (или дочь) герой, о нем знают, однако если не угомонитесь, то сделаем так, что из героя он превратится в предателя. Такие "разъяснительные беседы" велись с наиболее активной семьей Тюлениных. И на какой-то промежуток времени люди затихали".
Нелепость и её распространение возмущают! Поверхностный, не научный взгляд Н. Петровой на воспоминания Пилипенко не зародил у неё сомнения. А ведь он рассказал о событии сорокатрехлетней давности в 1989 году, в самый разгар очернения истории собственной страны. Между тем, если прикинуть, что в каждой семье согласились слушать чтение романа хотя бы по три часа в день, то сколько же дней всем чтецам потребовалось бы для этого?! Фантастика, конечно. И я не знал ни одной семьи, в которой побывали бы такие высокие гости из Киева и Ворошиловграда с чтением романа А. Фадеева. Да и никто из матерей не рассказывал экскурсантам историю организации - говорили то, что сами видели, слышали, о чем догадывались.
А вот если бы Пилипенко с компанией пугали родителей превращением их детей в предателей, то данные мерзавцы еле ноги унесли бы из Краснодона.
* * *
Уже из сказанного о некоторых документах сборника - а подобных здесь через край - можно сделать вывод, что это не научный труд. Автор не сделала необходимого исторического исследования оценок деятельности подпольной комсомольской организации "Молодая гвардия", а лишь "заскирдовала" документы, какие соответствовали её замыслу, откровенно раскрытому в предисловии первого издания. Там черным по белому написано:
"Читателю будет интересно узнать, какую роль сыграли партийные инстанции, как местные, так и центральные, в фальсификации ряда моментов в истории этой организации. Подлинные документы, какие вводятся в сборник, позволяют проследить бюрократические тенденции и заорганизованный стиль в области идеологической работы КПСС в отношении истории "Молодой гвардии", когда судьбы конкретных людей перекраивались в угоду политической целесообразности.
Их подвиг запечатлен в скульптурах, картинах, памятниках. При этом каждый автор, исполнитель роли, режиссер-постановщик вносил свое понимание (видение) событий и образов. Однако всех "корректировали" соответствующие идеологические органы "с учетом задач воспитания советской молодежи". Постепенно накапливались противоречия, искажения, "передержки", смещались роли и значимость тех или иных действующих лиц известной, как всем казалось, истории. Именно художественными средствами формировался в сознании нескольких поколений советских людей образ "Молодой гвардии", подменяя собой подлинную историю".
Однако неужели не ясно, что во все века с помощью художественных средств создавались образы героев, которым необходимо поклоняться и следует подражать?
А дальше сказано: "...Все публикуемые архивные документы хранились ранее в закрытых фондах и лишь во второй половине 90-х гг. прошлого века были рассекречены, однако далеко не полностью".
Что ж, во-первых, разумные советские органы не могли публиковать сплетни, тупые, зловредные домыслы и просто нелепости.
Во-вторых, публикация таких документов сегодня без должных комментариев создала в головах читателей путаницу и сумбур. И самое главное - подорвала доверие к подвигу краснодонских подпольщиков. А ведь именно к этому призывали западные радиоголоса и другие СМИ, в которых окопались бандеровцы, украинские националисты.
Минаев Владимир
По материалам сайта КПРФ