Так уж
случилось, что в последнее время в нашей стране произошло несколько знаковых
медийных событий, какие в новый раз высветили поляризацию русского
общества относительно оценки многих исторических событий. Сюда относятся и
высказывания депутата Госдумы Н.Поклонской, приравнявшей Сталина к Гитлеру, и
установка мемориальной доски Колчаку, и установка памятника Ивану IV Грозному,
и высказанная Президентом России В.Путиным мысль о необходимости принятия
закона о российской нации, а также много других менее громких происшествий.
Не
смотря на внедряемый властью праздник «День народного единства», общественная
реакция на вышеперечисленные события показала: до настоящего народного единства
российскому обществу ещё очень и очень далеко. Однако на волне словесных баталий со
«дна забвения» поднялась на поверхность широкого общественного обсуждения ещё
одна, с точки зрения автора данной статьи очень важная тема – тема
существования/не существования советского народа в историческом контексте.
И
вот уже на Ленте.ру выходит статья «Никакого советского народа не было», где
целый ряд либеральных экспертов отрицает само существование советского народа
как исторического субъекта. «Никакого советского народа не было», - говорят
либеральномыслящие публицисты. А записанные в Конституции СССР и его
программных документах слова о «новой исторической общности» есть заблуждения
или прямой обман со стороны руководства КПСС.
Для
того, чтобы понять, а для чего собственно либеральным апологетам требуется
поднимать данную тему и рассказывать о том, что советского народа нет и не было,
нужно разобраться в том, что такое СССР как историческое явление, какие
цели это государство перед собой ставило и чего смогло добиться в рамках
формирования «новой исторической общности – советского народа», а чего достичь
у коммунистов не получилось.
СССР
образовался в 1922 году как первое в мире социалистическое государство.
Декларируемой целью создания СССР было возведение коммунизма: «Высшая цель
Советского государства — построение бесклассового коммунистического общества, в
котором получит развитие общественное
коммунистическое самоуправление»,
- говорится в Конституции СССР. Однако что же такое коммунизм, может спросить
читатель. А коммунизм – это общество раскрепощения и пробуждения в КАЖДОМ ЧЕЛОВЕКЕ
его высших творческих способностей!
Разумеется,
сразу в коммунизм советское государство прыгнуть не могло, а потому принялись
строить социалистическое общество, которое, согласно теории Маркса,
коммунистическому обществу предшествует. С учетом того, что в основе любого
общества лежат производительные силы и производственные отношения, молодому
советскому государству для строительства социализма требовалось прежде всего
менять общественные отношения. А в свою очередь для этого требовалось изменить
людей, трансформировать общественное сознание в рамках идей социализма и
коммунизма. Иными словами, нужен был народ, который в массе своей стремился бы
достичь коммунизма.
И
большевики с энтузиазмом взялись за дело. Была решена колоссальная по своей
сложности задача – ликвидирована безграмотность населения; затем были открыты
тысячи новых специальных и высших учебных заведений по всему СССР.
Молодое
социалистическое государство фактически первым в мире предложило человечеству
альтернативную повестку развития. Дело в том, что с точки зрения общественных
отношений капитализм - это общество всеобщей конкуренции, где главное правило
звучит как «человек человеку волк»! Коммунистическая же повестка, которую
продвигал СССР, звучит иначе - «человек человеку друг, товарищ и брат».
Отсюда
кардинально иной подход к развитию человека. Если в мире капитализма человек
лишь функция для получения прибыли, то в СССР человек был ценностью сам по себе
как раз в силу необходимости достижения основной цели – построения коммунизма.
И
Советскому Союзу во многом удалось решить стоящую перед ним историческую задачу
создания общества нового типа – советского народа. Советский Союз смог
доказать, что человек улучшаем, что развитая гуманистическая система воспитания
человека может привести к значительным улучшениям в обществе. Ведь наш народ не
только выиграл войну, однако смог отстроить страну из руин, смог, продемонстрировав
беспримерный героизм советских граждан, произвести переворот в науке, культуре,
послать человека в космос. Люди стали добрее друг к другу, снизилось число
преступлений и конфликтов, была построена лучшая в мире медицина и система
образования.
Тем
не менее, до конца задача построения общества нового типа решена в СССР не
была. При строительстве такого общества были допущены серьезнейшие ошибки. В
частности, не удалось создать механизма эффективного воспроизводства элит, а
чрезмерный патернализм советского государства привел к тому, что навыки
общественного сопротивления негативным переменам были в значительной степени
утрачены.
Но
для чего же всем этим господам из Высшей школы экономики и разных
«левада-центров» поднимать сейчас, казалось бы, неактуальный вопрос о советском
обществе как исторической реальности? А дело в том, что в рамках нарастающего
кризиса мирового капитализма усиливаются негативные тенденции на практике во
всех странах мира, в том числе и в России. Растет бедность, снижается уровень
жизни, медицина, здравоохранение, образование стали на практике полностью
платными. И люди все больше начинают ностальгировать по советскому прошлому, по
справедливости, по бесплатному образованию, лучшей в мире медицине, по
гуманизму в конце концов.
И
в этих условиях нарастающей ресоветизации апологетам либерализма крайне
нужно разрушить представление о том, что может быть что-то иное в мире,
чем капитализм. Что может быть другая повестка для человечества, повестка,
где люди друг другу братья, а не волки. Вот и пытаются они доказать, что в СССР
не было создано общество нового типа, не было советского народа, не было факта
улучшения человека, а были лишь загнанные в глубь противоречия общественного
развития, да один сплошной ГУЛАГ.
При
этом, с сожалением стоит отметить, что если уж и говорить о народе, об обществе
российском, то с горечью требуется признать, что именно российского народа нет как
сформированной исторической общности в пространстве историко-политической
реальности. Все, что нас сегодня объединяет, находится в рамках советской
эпохи, советской культуры и советских архетипов. И если фраза «я советский человек»
в нашем обществе встречается с пониманием, то фраза «я российский человек»
вызывает только недоумение.
Нет
«российского человека» и быть не может. Так как только коммунистическая
повестка дает нам основания верить, дает надежду построения нового общества,
нового народа, народа, за которым будущее как нашего государства, так и всего
мира.