В 1917 году к свержению монархии священный Синод РПЦ (высший орган церковного управления в России с 1721 года) отнёсся положительно. Еще раньше, с января 1900 г., произошло сокращение поминовения императора на проскомидии (начальной стадии литургии – центрального христианского богослужения), а в феврале 1901 г. сокращение "верноподданнической" части присяги для рукополагаемого в сан епископа и отмена присяги для членов Св. синода.
До отречения Николая II,26 февралятоварищ (заместитель) синодального обер-прокурора князьН.Д. Жеваховпредложил председателю Св. Синодамитр. Киевскому Владимиру(Богоявленскому) выпустить воззвание в поддержку монарха. Митр. Владимир отказался.
На следующий день,27 февраля, с предложением осудить революционное движение к св. Синоду обратился сам обер-прокурорН.П. Раев. Синод отклонил, мотивировав отказ тем, что ещё неизвестно, откуда идёт измена – сверху или снизу.
На заседании Св. Синода4 мартапредседательствовал митрополит КиевскийВладимир, и новый синодальный обер-прокурор князьВ. Н. Львовобъявил о предоставлении РПЦ свободы от опеки государства, которая, мол, губительно влияла на церковно-общественную жизнь. Члены синодавыразили искреннюю радостьпо поводу наступления новой эры в жизни церкви. Тогда же из зала заседаний синода по инициативе обер-прокурора было вынесено в архив царское кресло, которое в глазах иерархов являлось«символом цезарепапизма в Церкви Русской», т. е. символом«порабощения церкви государством». На следующий день,5 марта,Синод распорядился, чтобы во всех церквях Петроградской епархии многолетие Царствующему дому«отныне не провозглашалось».
6–8 марта.Св. Синод распорядился изъять из богослужебных чинов поминовение царской власти, о чём первоприсутствующий член Синода митрополит КиевскийВладимир6 марта разослал от своего имени по всем епархиям РПЦ телеграммы (66 внутри России и 1 — в Нью-Йорк) с распоряжением о том, что«моления следует возносить за Богохранимую державу Российскую и благоверное Временное правительство ея». Потом случилась некоторая полемика внутри Синода о форме моления за власть, и 7—8 марта Синод издал определение, по которому всему российскому духовенству предписывалось:«во всех случаях за богослужениями вместо поминовения царствовавшего дома возносить моление «о Богохранимой державе Российской и благоверном Временном правительстве ея».
Еще не было отречения от престола вел.князя Михаила Александровича, а дом Романовых уже был провозглашён «царствовашим».
9 мартаСинод обратился с посланием «К верным чадам Православной Российской Церкви по поводу переживаемых ныне событий». Послание начиналось так:«Свершилась воля Божия. Россия вступила на путь новой государственной жизни. Да благословит Господь нашу великую Родину счастьем и славой на ея новом пути».
Де факто, к 9 марта из лозунга церковно-монархического лозунга «За Веру, Царя и Отечество» убрали «за Царя». Словосочетание «церковно-монархический» также потеряло свой смысл.
Т.о., РПЦ в лице священного Синода дала религиозную санкцию на Февраль.
*
Что же с монархическими партиями?
На Церковь в случае «чрезвычайных обстоятельств» правыми партиями возлагалась определённая организующая роль:
«в годы I-й мировой войны руководство их разрабатывало тактику своей деятельности на случай возможных «чрезвычайных обстоятельств», связанных с обострением политического кризиса и массо-выми уличными выступлениями. План, созданный в 1915 г., предусматривал сбор всех правых сил города на соборной площади. Предполагалось осуществить вооружение всех верноподданных, занятие ими важнейших административных и народохозяйственных учреждений и т. п. Сигналом для сбора и начала действий должен был послужить колокольный звон. Т.е. местному духовенству, согласно плану, на начальной стадии его осуществления отводилась определенная руководящая роль. Тем Не Менее в революционные февральско-мартовские дни 1917 г. церковные колокола сбор правых сил не возвестили»(Кирьянов Ю.И. Правые партии в России. 1911—1917 гг. Указ. соч. С. 384, 427).
Монархические партии безропотно сошли со сцены.
Наряду с офицерством, с армией, роль Церкви как ведущей и определяющей силы в упразднении монархического строя России, в свержении царя Николая II, вполне очевидна. Тем Не Менее об этом не скажет в передаче Сванидзе, об это промолчит в «Бесогоне» Никита Михалков. Об этом умолчат нынешние так называемые монархисты и братья их либералы-бълые. Слава Богу, телевизор не единственное средство информации.
Другие подробности, причины такого комплекса действий Церкви по отношению к дому Романовых, к российской монархии читайте в работахМ.А. Бабкина«Духовенство русской православной церкви и свержение монархии»и«Священство и Царство. Исследования и материалы (Россия, начало XX в. - 1918 г.)»