27 августа 2016-го исполнилось 120 лет со дня рождения замечательной артистки театра и кино, остроумной и обаятельной женщины Фаины Георгиевны Раневской, передаёт «Крымское Эхо».
Фаина Георгиевна терпеть не могла штампы и вычурность в русской речи. Тем не менее штампы иногда наиболее полезно применять, ведь таковым они становится лишь в силу своей очевидности и многократного повторения. То есть штамп обязательно приобретает свойства народной, однако слегка заболтанной, мудрости. «Люди – главное наше богатство!» Штамп — однако чем не мудрость? Вот только не всегда, к великому сожалению, мы ею руководствуемся.
Есть в Керчи здание, примечательное по своей архитектуре и во многом определяющее облик центра нашего города. На фасаде здания крупными буквами для непонятливых написано: «Драматический театр имени А.С. Пушкина».
Теперь давайте пройдёмся по нашей главной улице Ленина В.И. и спросим у керчан: кого из известных актёров или актрис, работавших в керченском театре, вы знаете? А в ответ — тишина, только лишь слышно будет, как старательно заливаются стоящие вдоль да по улице юные «дарования», считающие себя певцами, ещё и ожидающие, что мы дадим им за это много денег.
Заглядываем в Википедию. Оказывается, в керченском театре в 1915 – 1916 годах работала Фаина Георгиевна Раневская (урождённая Фельдман), удостоенная звания народной артистки СССР (в 1961 году) и трёх Сталинских премий (в 1949 и дважды в 1951 году). Вот об этом напишем поподробнее, используя материалы из Сети.
Осенью 1915 года молоденькая Фая подписала на актёрской бирже контракт на работу в керченской труппе антрепренёра мадам Лавровской. Актриса приглашалась «на роли героинь-кокетт, то есть обольстительницы с умением петь и танцевать, за 35 рублей со своим гардеробом».
Работа в Керчи не задалась: к новой труппе публика не проявила большого интереса.
Позже Раневская вспоминала свой водевильный опыт с обычным юмором: «Первый сезон в Крыму, я играю в пьесе Сумбатова прелестницу, соблазняющую юного красавца. Действие происходит в горах Кавказа. Я стою на горе и говорю противно-нежным голосом: «Шаги мои легче пуха, я умею скользить, как змея…». После этих слов мне удалось свалить декорацию, изображавшую гору, и больно ушибить партнера. В публике смех, партнер, стеная, угрожает оторвать мне голову. Придя домой, я дала себе слово уйти со сцены».
Однако трудности не ограничивались этим репертуаром: скоро антреприза Лавровской прекратила свое существование, по существу так и не начав его. Денег актерам не заплатили, так что Раневской даже не на что было вернуться в Москву. Начались её долгие скитания по городам Крыма, во время которых она, если повезёт, играла в местных недолговечных театриках, однако чаще распродавала свой театральный реквизит. Каким-то чудом её пригласили участвовать в спектакле «Под солнцем юга» на роль мальчика-гимназиста, однако и здесь её ожидал новый удар: антрепренер сбежал, прихватив с собой все собранные деньги, а продавать было уже нечего.
Позже, играя спекулянтку в спектакле «Шторм» Билль-Белоцерковского, на вопрос журналистов: «Откуда у вас такое умение торговать?» – Раневская ответила: «У меня был опыт. Начиная с Керчи, Феодосии и Симферополя».
И ещё одно из воспоминаний Фаины Георгиевны о временах работы в Керчи.
Однажды, будучи на прогулке, перед тем как подняться по Большой Митридатской лестнице, популярным местом отдыха гостей и жителей Керчи в конце ХIХ – начале ХХ веков, она решила заглянуть в банк (мать Раневской тайком от отца посылала дочери денежные переводы) с неким «опытным трагиком» из театра Лавровской. Дальше Фаина Георгиевна рассказывает:
«Когда мы вышли из массивных банковских дверей, то порыв ветра вырвал у меня из рук купюры – всю сумму. Я остановилась и, следя за улетающими банкнотами, сказала:
– Денег жаль, в то же время, как красиво они улетают!
– Да ведь вы Раневская! – воскликнул спутник. – Только она могла так сказать!»
В это же время Фая Фельдман выбрала себе сценический псевдоним – решила взять фамилию чеховской героини Раневской. «У нас есть с ней что-то общее, далеко не всё, совсем не всё…».
Сделаем небольшое отступление на театральную тему. Когда я писал эту статью, то керченский старожил сообщил мне интересную деталь лихого военного времени. Оказывается, театр в Керчи продолжал работать даже в промежуток времени оккупации. Первые ряды в театре занимали немецко-фашистские офицеры и смотрели спектакль Гоголя на русском языке.
К чему это я? Да очень хочется сходить в керченский театр на премьеру спектакля из классики, который бы сыграли актёры нашей городской труппы.
Однако мы отвлеклись. Весь смысл статьи в том, что мы должны помнить замечательных людей, работавших в нашем городе. Приведу положительные примеры.
В Тюмени открыта «Чайная у Раневской» с полным антуражем и множеством её цитат повсюду. Названия блюд взяты исключительно из фильмов с участием Фаины Георгиевны.
В столице Крыма в августе 2016 г. установлена мемориальная доска с надписью: «Современными репортерами Фаина Раневская часто называется «одной из величайших русских артисток XX века» и «королевой 2-го плана». По этому адресу, начиная с 1918 г., Фаина Раневская жила пять лет вместе с семьей собственной наставницы Павлой Вульф».
Выступая на том митинге, глава Симферопольской горадминистрации Геннадий Бахарев сказал, что администрация города готова рассматривать предложения по увековечиванию памяти выдающихся людей, какие творили, работали и просто жили в городе Симферополь.
Было бы замечательно, если бы и в нашем городе, у входа в Керченский драматический театр, была установлена памятная доска в честь Народной актрисы Фаины Георгиевны Раневской.
В завершение нельзя не привести несколько цитат Раневской.
***Женщины, разумеется, умнее. Вы когда-нибудь слышали о женщине, которая бы потеряла голову только от того, что у мужчины красивые ноги?
*** Моё богатство, очевидно, в том, что мне оно не необходимо.
***Есть люди, в которых живёт Бог; есть люди, в которых живёт дьявол; а есть люди, в которых живут только глисты.
***Почему женщины так много времени и средств уделяют своему внешнему виду, а не развитию интеллекта? – Потому что слепых мужчин гораздо меньше, чем умных.
***Женщина, чтобы преуспеть в жизни, должна обладать двумя качествами. Она должна быть достаточно умна, чтобы нравиться глупым мужчинам, и достаточно глупа, чтобы нравиться мужчинам умным.