Последние новости

Реклама

6 фактов о Симиренко – вкусном зимнем яблоке и выдающемся учёном

6(18) февраля 1855 года в Черкасском уезде родился человек, вклад которого в развитие крымского садоводства невозможно переоценить, пишет издание «Крымская газета».

«В Крыму я не чувствую себя ни чужаком, ни посторонним, я принимаю горячо к сердцу его интересы, тут я как бы обрёл свою вторую родину», – писал Лев Симиренко в предисловии к своей книге «Крымское промышленное плодоводство». Сорт яблок, названных учёным в честь его отца, каждую зиму радует нас своим свежим и сочным вкусом.

«Я более чем неравнодушен к Крыму»

Детство Льва Симиренко прошло в Черкасском уезде, в окружении посаженных дедом и отцом садов. А вот значительный по времени промежуток времени взрослой жизни знаменитого учёного-плодовода был связан с Крымом – приехав сюда впервые в 1888 году, он провёл здесь в общей сложности почти 30 лет. «Я более чем неравнодушен к Крыму, к его дивным картинам природы, к его воздуху. С ним у меня связано много самых светлых переживаний, и при каждом новом посещении этого чудного края, я оказываюсь опять и опять во власти каких-то жгуче опьяняющих ощущений», – писал Лев Симиренко. При этом уже в первый год своего пребывания на полу­острове Симиренко досконально изучил почти все сады Южного берега Крыма, познакомился со многими крымскими садоводами. 

«Превосходнейший ренет»

Ренет П. Ф. Симиренко – таково на самом деле правильное название всеми любимых зимних яблок. Так окрестил их Лев Платонович Симиренко в честь своего отца, Платона Фёдоровича. Лев Симиренко писал: «Происхождение этого превосходнейшего ренета, плоды которого не уступают по вкусовым достоинствам наилучшим европейским сортам, до сих пор с достаточной достоверностью не установлено. Неизвестно, старый ли это сорт, забытый на Западе, однако который приобрёл в наших условиях присущие ему теперь высокие качества. Быть может, это яблоко родилось от случайного посева зерна в садах «Платонова хутора», который в былые времена принадлежал страстному любителю садоводства Платону Фёдоровичу Симиренко, отцу автора этих строк. Одно бесспорно: данный чудный ренет распространился в России, а также и в Европе из нашего сада»

В своей первой крупной работе, посвящённой крымским садам, «Опыт исследования крымского промышленного плодоводства и плодоторговли» (1891 г.), Лев Платонович, разумеется, написал и о дорогом его сердцу ренете Симиренко, отметив, что в Крыму он пока редок: «В Симферопольском уезде насчитывалось всего лишь 1802 дерева этого сорта». Но вскоре данные яблоки стали одними из наиболее распространённых в Крыму.

Зимние сорта

В 1891-м на Парижской выставке крымский сорт яблок кандиль синап был удостоен Большой золотой медали, которую российский император лично передал в руки Симиренко в награду за распространение аборигенных крымских сортов яблок. Российские же просторы к тому времени крымскими яблоками уже были завоёваны. Наш полуостров славился зимними сортами – и крымские яблоки непременно вешали на ёлку и клали в подарки детям на Рождество и в Москве, и в Петербурге. Во многих крупных городах России кандиль синап продавался поштучно.

Крымские сорта яблок были не только вкусны, однако и выносливы. Зима 1910-1911 года выдалась в Крыму чрезвычайно снежной и холодной. Весь январь и февраль стояли двадцатиградусные морозы. 40% крымских садов вымерзло. Однако 60% уцелело – и это были именно крымские яблони, погибли же деревья, привезённые из Европы и Америки. После этого Симиренко добился у Николая II разрешения на создание Салгирской станции садоводства, которая должна была сохранять и распространять именно местные сорта и породы плодовых культур.

Три золотые медали

Научный труд Льва Симиренко «Крымское промышленное плодоводство» увидел свет в 1912 году. Первый том издания насчитывал 746 страниц, на которых Симиренко детально описал 60 сортов яблони и 75 сортов груши. О значимости «Крымского промышленного плодоводства» говорит то, что во время пребывания Николая II в столице Крыма книга Симиренко была преподнесена государю наряду с трудами Таврической учёной архивной комиссии. В 1913 году данный труд был удостоен Золотой медали Французского национального общества садоводства, Большой Золотой медали имени Стевена на Всероссийской выставке плодоводства и в 1914 году – Большой Золотой медали города Петрограда на Международной выставке садоводства. 

Книга произвела настоящий переворот в специальной литературе. Она была учебником для нескольких поколений отечественных плодоводов и одновременно эталоном, на который равнялись многие авторы, писавшие книги по вопросам плодоводства.

Отец убит, сын расстрелян

Льва Симиренко застрелили в ночь на Рождество, с 6 на 7 января, в 1920-м в его собственном доме в родном селе Млиеве. Учёному было 64 года. В советское время считалось, что его убили бандиты, такова была официальная версия. Правда, существовала и неофициальная: преступление совершил агент НКВД. Что произошло тогда на самом деле, до сих пор точно не знает никто. Через 13 лет в ночь с 6 на 7 января 1933 года профессор Владимир Львович Симиренко был арестован в собственном доме. Его обвинили в том, что он руководил преступной вредительской антисоветской подпольной организацией. Владимира Львовича приговорили к 10 годам колонии, а в 1938-м расстреляли.

Неприжившаяся зелёнка

В 1930 годах книги отца и сына Симиренко изъяли из публичного доступа. Рукописи и архив учёных сожгли. А ренет Симиренко переименовали в зелёнку Вуда. (Такой сорт яблок существовал и и вправду был по внешнему виду схож с ренетом Симиренко, однако, как отмечал в своё время сам Лев Платонович, «сходства у деревьев этих двух сортов нельзя отрицать, однако дело дальше сходства не идёт».) Но новое название не прижилось – в народе яблоко продолжали называть его истинным именем.

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля