В апреле в Турции должен пройти референдум. Руководство страны собирается спросить у граждан, желают ли они изменить форму правления республикой с парламентской на президентскую. Или, другими словами, дать больше власти в руки действующему главе государства Реджепу Эрдогану. Сейчас он на волне подавления государственного переворота стремится укрепить свои позиции, и конституционная реформа – ещё один важный шаг в этом направлении.
Но потому, что достаточно большое число турок живёт и работает в Европе, пропаганда необходимости изменений в Основной закон страны является наиболее значимой частью всей референдумной кампании Эрдогана сотоварищи. Во-первых, требуется показать Европе приверженность фундаментальным демократическим процедурам, а во-вторых, и вправду заручиться поддержкой своих соотечественников в других странах.
С этой целью Анкара запланировала серию агитационных митингов, на которых первые лица страны могли бы живописать все прелести перехода в режим президентской республики. Один из таких митингов должен был состояться 11 марта в Роттердаме. Но не прошёл: власти Нидерландов отказали во въезде в данную страну главному спикеру митинга – министру иностранных дел Турции Мевлюту Чавушоглу. Самолёт с министром на борту не получил разрешения на посадку. Все данные меры объяснялись опасениями дестабилизации безопасности в стране.
Более того: была пресечена попытка добраться на данный митинг и министра по делам семьи Турции Фатмы Бетюль Сайян Кайя. Её автомобилю перекрыли дорогу, а сама чиновница получила статус «нежелательного иностранца». То есть министра попросту попросили из Голландии. При этом около двух десятков турок – участников акции протеста против таких действий Нидерландов – были задержаны.
Уязвлённый таким отношением президент Турции пригрозил ответными мерами. В частности, послу Голландии в Турецкой Республике уже рекомендовано не возвращаться из отпуска. Также, Нидерландам была направлена нота протеста с заявлением о нарушении Венской конвенции о дипломатических и консульских отношениях. В ноте также изложен призыв принять меры в связи с неправомерными действиями полиции в отношении граждан Турции. Ну а членов правительства Нидерландов Эрдоган и вовсе назвал фашистами. «Они ничего не знают ни о политике, ни о международной дипломатии. Это пережитки нацизма, а они – фашисты», – заявил турецкий лидер.
В свою очередь, руководство Нидерландов призвало своих граждан, пребывающих в Турции, соблюдать меры предосторожности. «Начиная с 11 марта 2017 года в отношениях между Турцией и Нидерландами наблюдается дипломатическая напряжённость. Будьте бдительны на всей территории Турции и избегайте мероприятий и мест с большим скоплением людей», – цитирует информагентства заявление голландского МИДа по этому поводу.
При этом требуется сказать, что нынешний конфликт – это не конфликт исключительно между Турцией и Голландией. В него оказались вовлечены многие европейские государства. Ведь митинги были отменены не только в Стране тюльпанов. Аналогичные решения приняли, к примеру, в Германии и Австрии. Таким образом, министр финансов Германии Вольфганг Шойбле дал понять, что нынешние разногласия становятся существенным препятствием для экономической помощи, оказываемой Анкаре Берлином.
«При таких обстоятельствах, разумеется, очень сложно продолжать работать над этим. Мы не желаем обострять ситуацию, все в правительстве Германии с этим согласны, мы только желаем, чтобы Турция вернулась к благоразумию», – заявил министр.
Вместе с тем уже сейчас понятно, что нынешний «турецко-европейский кризис с острой голландской фазой» выгоден персонально Реджепу Эрдогану. Об этом, в частности, говорит профессор университета ТОВВ (Анкара) Тогрул Исмаил. «Европа по отношению к Турции всегда субъективна. Если европейские политики думают, что ослабят такими действиями позиции Эрдогана и его партии, то всё будет наоборот, турецкий лидер, его партия и электорат будут ещё больше сплочены, и даже оппозиция поддержала в этом конфликте правящую партию», – отметил эксперт.
При этом профессор не ожидает серьёзного влияния этого кризиса на двусторонние отношения Турции и Нидерландов. «Голландия – не та страна, от кризиса в отношениях с которой Турция могла бы пострадать. Будут определённые дипломатические демарши, но уже видно, что Голландия желает примириться и найти выход из сложившейся ситуации», – добавил эксперт.
Впрочем, главное здесь не позиция отдельно взятой страны Евросоюза. Здесь всей этой структуре требуется принципиально определиться: то ли эта страна является партнёром, то ли оппонентом. Судя по всему, пока не хочется ни того, ни другого. Ну а раз так – подобные эксцессы будут происходить и дальше. Особенно теперь, когда Эрдоган затаил на ЕС большую-пребольшую обиду.