Якуб Зейтулаев об очистных сооружениях и изношенности коммунальных сетей
Об этом пишет издание «Крымская газета».
Отсутствие современных очистных сооружений, сброс нечистот в море и водоёмы, изношенные коммуникации – проблемы, существующие в республике с незапамятных времён. Успеет ли профильное министерство устранить эти проблемы в Год экологии, «Крымская газета» узнавала у заместителя министра ЖКХ Якуба Зейтулаева.
– Как финансируется это направление в Министерстве ЖКХ?
– В прошлом году в рамках реализации плана капитальных вложений на строительно-монтажные работы по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению было выделено более 1,8 млрд рублей. Учитывая, что инженерные сети в Крыму изношены на 75%, основную часть средств направили на капитальный ремонт и реконструкцию уже существующих объектов ЖКХ. Потому как перед нами стоит задача привести в порядок объекты инфраструктуры, какие имеют наибольший физический износ, чтобы сократить потери ресурсов в сетях и уменьшить затратную часть на производство услуги.
– однако сейчас новые проекты реализуются в рамках ЖКХ?
– Один из значимых – это возведение тракта водоподачи в восточную часть республики. По проекту предусмотрено возведение водовода от Просторненского, Нежинского и Новогригорьевского водозаборов до очистных сооружений Керчи. Это почти 200 км. Стоимость проекта – более 4 млрд рублей. В прошлом году был определён подрядчик и выполнено работ на 400 млн рублей. До 2018 года они должны проложить водовод до Феодосии, а до 2019-го – до Керчи. Мы планируем, что к 2020 году задачу водообеспечения Керченского полуострова полностью снимем.
– Как быть с изношенными коммунальными сетями?
– Они подлежат плановому ремонту. Для этого утверждена региональная адресная инвестиционная программа, которая расписана до 2019 года. Программа формируется на основании предложений от муниципальных образований. В этом году Минфин Крыма выделил 1 млрд 230 млн рублей, и мы под данную сумму сформировали предложения из регионов. Всего предложений от муниципалитетов поступило на сумму более 6 млрд рублей.
– Какие объекты из региональной адресной инвестиционной программы будут отремонтированы уже в этом году?
– Программа достаточно большая – это 60 объектов. В этом году будут проведены: реконструкция системы обеззараживания на очистных сооружениях Феодосии и на Аянском гидроузле Симферополя, реконструкция канализационного коллектора в Саках, реконструкция системы теплоснабжения Керчи, возведение наружных сетей канализации для обслуживания жилого массива пгт Гвардейское Симферопольского района, возведение инженерных сетей к новому аэровокзальному комплексу Симферополя, капитальные ремонты резервуара чистой воды в Алуште, городских сетей водоснабжения в Белогорске и т. д.
– В каком регионе Крыма наибольший процент износа коммуникаций?
– Если судить по количеству обращений граждан, один из проблемных регионов – Керчь, Ленинский район, где много сёл пользуются только привозной водой. Однако в прошлом году выделялись из резервного фонда средства на ликвидацию угрозы ЧС и в 13 сёлах, где люди сидели без воды почти 20 лет, отремонтировали сети водоснабжения.
– А есть ли в Крыму пример нормально работающей канализации?
– Все очистные сооружения в городах работают нормально. Проблема в том, что они работают с перегрузкой. Такая ситуация в Судаке, где очистные сооружения изначально рассчитаны на 5 тыс. кубов, а летом объём стоков увеличивается до 15 тыс. кубов. В двухлитровую бутылку мы 5 литров не нальём. Поэтому будет проводиться реконструкция очистных сооружений с увеличением проектной мощности, учитывая дальнейшее развитие республики.
– А какие ещё очистные сооружения, помимо судакского, будут отремонтированы?
– Это в Алуште – сёла Малый Маяк и Малореченское, в Судаке – посёлок Миндальное, в Ялте – посёлок Кацивели, пгт Ленино и Орджоникидзе. Возведение очистных сооружений в Крыму предусмотрено по ФЦП.
– Есть большое количество кафе, ресторанов, отелей в прибрежных зонах, какие сливают канализацию в море, почему бы им вовсе не запретить работать?
– Я не сторонник того, чтобы запрещать кому-то работать. Предприниматель официально оформил бизнес, почему этому человеку запрещать работать? Мы должны этому предпринимателю объяснить, что он своими действиями нарушает экологическое законодательство. В министерстве заблаговременно начали проводить работу по уведомлению абонентов, чтобы к курортному сезону все юридические и физические лица, у которых есть проблемы с отведением сточных вод в курортных регионах, приняли все необходимые меры.
– А если он продолжает работать, как раньше, нарушая нормы экологического законодательства? Таких же предостаточно...
– С этими абонентам уже работает прокуратура Крыма. В данный момент формируется перечень объектов, где есть нарушающие закон сбросы сточных вод в Чёрное море и другие водные объекты. И все эти юридические лица будут дополнительно проверены прокуратурой. Если факт подтвердится, то будут приниматься меры прокурорского реагирования с привлечением к ответственности.
– Чего нам не хватало и не хватает, чтобы решить задачу канализации в корне?
– Мы как государство делаем свою работу: пишем программы, под эти программы составляем проектно-сметную документацию, составляем бюджет, выбиваем средства, чтобы построить или реконструировать сети. По ФЦП у нас будет построено шесть водоочистных сооружений в приморских городах... Это всё, чтобы улучшить экологическую обстановку на полуострове. Люди – обычные физлица, предприниматели – со своей стороны также должны ко всему этому более ответственно подойти и понимать, что нельзя просто так брать и сливать канализационные стоки в море или реку. По инвентаризации, только в четырёх городах – Алуште, Ялте, Феодосии, Судаке – 20 тыс. абонентов, у которых нет централизованного водоотведения. Порядка 80% составляют выгребные ямы, а остальные – нарушающие закон врезки. Кто в ливнёвку, кто в водоём, кто в море, кто в речку... А есть такие, кто просто на рельеф сбрасывает. А выгребные ямы на самом деле все негерметичны. И все эти воды дренируют в почву, потом попадают в поверхностный водный горизонт, и это всё выходит в реки и в море.
– Допустим, желаем мы заменить канализационные сети в одном из приморских городов, который уже весь застроен. С чего начинать? Есть ли современные методы, благодаря которым можно усовершенствовать старую канализацию или построить новую?
– Есть такая техника, которая заедет в самый узкий двор, выкопает траншею, куда можно будет уложить канализационную трубу. Наши очистные сооружения строились и проектировались в 70-80 годах прошлого века, для них нужна была большая территория. Сегодня уже всё по-другому: можно уместить очистные сооружения на участке 5-10 соток с соблюдением санитарной зоны.
– Учитывая такое большое количество выгребных ям, хватает ли нам техники – ассенизаторских машин?
– Чувствуется нехватка. Сегодня жидкие нечистоты вывозятся силами наших техников и частниками. Однако наша техника вывозит нечистоты на очистные сооружения, а что касается частников – здесь гарантий нет. Он может их привезти на очистные сооружения, а может скинуть в овраг.
– Как в таком случае быть?
– В скором времени всех частников обяжут заключить договоры с местными ресурсоснабжающими организациями.
– Как много территорий в Крыму, где нет канализации вообще?
– В основном не канализована сельская местность. При этом сети водоснабжения есть на самом деле в каждом селе, в отличие от канализации. Просто сеть водоснабжения протянуть намного проще. В тех сёлах, где канализации не было, в ближайшее время и не будет. Сейчас мы должны привести в порядок то хозяйство, которое уже есть. Плюс к концу этого года мы получим «Схему водоснабжения и водоотведения Республики Крым». Я уверен, что в этой схеме новых сетей канализации в каких-то отдалённых сёлах я не увижу.
– Сколько времени потребуется, чтобы привести наше хозяйство в порядок?
– Я думаю, к 2020 году будет виден результат. Разумеется, мы все канализационные сети не поменяем, однако существенно улучшим ситуацию с водоотведением. ЮБК и Судакско-Феодосийский регион – 100%.