Более двухсот грузоперевозчиков вышло на площадь Ленина, чтобы выразить свой протест. Причины и просьбы понятны. С 2015 года водители большегузов борются за отмену оплаты проезда по федеральным трассам. Услышать и поговорить с пикетирующими пришел депутат городского совета Иван Конобеев 15 апреля на площади Ленина выстроилась колонна дальнобойщиков, в этот день они без машин, да и центр города не выдержал бы наплыва столь внушительной аудитории. В руках у грузоперевозчиков из Томска, Искитима и Новосибирска вместо привычной «баранки» растяжки и плакаты с призывами — отменить «дорожное рабство». Как говорят сами бастующие, это дело для них непривычное, но делать что-то надо.
Система «Платон» уже давно на слуху у жителей всей России. Сотни протестных акций проходят во всех уголках нашей огромной страны. И это не удивительно, ведь плату в таком формате большинство считает несправедливой, утверждая, что легковые автомобили больше разбивают дороги, чем большегрузы:
– Если посмотреть на дороги, где запрещено движение грузовым, там дороги гораздо хуже. Мы считаем, что это необоснованно, никто ничего не рассчитывал. В Европе же ездят грузовики, гораздо больше, чем у нас и отличные дороги. Просто не воруют и делают по технологиям, – хором отвечают бастующие.
Перевозчики считают, что они уже и так достаточно взносов платят за свою деятельность. И и вправду, «Платон» — это уже третий налог на дороги. В стране уже есть такие государственные сборы, как акциз на топливо и транспортный налог. Если все это умножить на 120 тысяч километров, какие в среднем в год проходит каждый грузоперевозчик, то получается достаточно внушительная сумма.
В последнее время акции протеста немного поутихли, есть и те, кто бросили свои транспаранты и вышли на рейс. Но вот сообщение об увеличении тарифа на 25% снова взбудоражило автоперевозчиков:
– Понизили цены на грузоперевозки, только евро у нас выросло, запчасти стали в два раза дороже, ещё и «Платон» к нам приклеили. С 27 марта все вместе решили устроить протест, на рейсы не выходим, не выгодно, – сказал грузоперевозчик Алексей Гацко.
Ещё один вопрос, которым задаются участники пикета: куда уходят многомиллионные средства, попадающие в систему «Платон». Частная система оказалась далеко непрозрачной. В Новосибирске не построено ни метра дорог с «платоновских денег». И по информации, опубликованной на официальном сайте системы, в 2017 году прогнозы те же.
– На 2017 год стоит финансирование: в Омскую область направляется 700 млн рублей, в Республику Алтай — 850 млн. А Челябинску, Екатеренбургу, Перми и Новосибирску нет ни копейки. Для меня это очень странно, ведь у нас вроде как мультимодальный транспортный центр, через нас идёт весь транспортный поток, а нам ноль, – отметил в разговоре с грузоперевозчиками Иван Конобеев.
Участники пикета утверждают, что это не последняя их акция протеста. Создана даже организация «АвтоМикс», которая объединит частных автоперевозчиков, чтобы совместно отстаивать свои права.
– С сегодняшнего дня «каждый сам за себя» не будет, – говорит директор ассоциации перевозчиков, владельцев спецтехники ООО «АвтоМикс» Наталья Гусейнова. – Нас услышали и нас услышат, останавливаться мы не планируем. Это первая акция, но не последняя, сейчас мы решаем вопрос с «Платоном», на очереди — весовой контроль.
Вспомним, система «Платон», взимающая плату с владельцев фур за проезд по федеральным трассам, начала работать в России с 15 ноября 2015 года. С грузовых автомобилей массой выше 12 тонн в рамках системы «Платон» за км взимают 1,53 руб (к сумме платы, которая составляет 3,73 руб./км, применяется коэффициент 0,41). Тем не менее с 15.04.2017 из-за увеличения коэффициента до 0,51 размер платы вырастет и составит 1,90 руб.