Согласно результатам референдума в Турции, состоявшегося в минувшие выходные, победу отпраздновали сторонники укрепления президентской власти. Предварительные результаты подсчёта 99% бюллетеней – за «президентские» поправки конституционных изменений высказались 51,3% турецких граждан (приняли участие в голосовании 86% избирателей), передаёт «Крымская газета».
Президентская республика
Изменения, какие поддержали на референдуме, значительно расширяют полномочия президента, упраздняя при этом пост премьер-министра. К примеру, глава государства получит право назначать вице-президента, министров, часть членов коллегии судей и прокуроров. Он сможет издавать указы, какие будут вступать в силу без предварительного одобрения парламента. Также, президент получает право объявлять чрезвычайное положение в стране, инициировать референдумы, передавать в парламент на обсуждение проект госбюджета. Однако есть нюанс: все данные инициативы впоследствии должны быть поддержаны (или, наоборот, аннулированы) в парламенте. Ещё одно нововведение – президент получит право сохранять свою партийную принадлежность, если посчитает это необходимым.
При этом парламент сможет контролировать работу правительства через вице-президента и письменные запросы к нему, какие могут быть направлены посредством инициирования процедуры парламентского расследования. Расследование может быть инициировано и в отношении президента, для чего «за» должны будут высказаться три пятых состава меджлиса. Число депутатов же увеличивается с 550 до 600, а возраст выдвижения в кандидаты в парламентарии снижается с 25 до 18 лет.
Ещё один нюанс: принятые поправки упраздняют военные суды, за исключением дисциплинарных. То есть все провинности военнослужащих, не связанные с исполнением устава, будут рассматриваться в гражданских судах.
В общем, с учётом внутриполитической ситуации в стране президенту Эрдогану удалось укрепить своё положение, среди них и в долгосрочной перспективе. В частности, в вопросе продления сроков своего президентства. Ведь теперь он формально может идти на два новых президентских срока и, таким образом, пробыть в кресле главы государства до 2020 года. Думается, это одна из главных причин референдума.
Всё дальше от Европы
Подобная прыть Анкары явно не пришлась по душе Евросоюзу. К примеру, министр иностранных дел Австрии Себастьян Курц заявил, что после прошедшего референдума Турция потеряла шансы на вступление в Евросоюз. «Все, кто ещё пытается приукрасить ситуацию в Турции, должны понять, что страна удаляется от Европы. Референдум лишь отдалил её от верховенства закона и демократии», – цитирует австрийского дипломата информационное агентство. По его словам, теперь у Турции не может быть и шансов на получение безвизового режима. «Я не вижу пространства для манёвра в том, что касается безвизового въезда. Мы не должны больше давать Турции обещаний», – отметил Себастьян Курц.
Он считает, что Брюссель и Анкара должны принципиально прояснить свои отношения. «Переговоры о вступлении ошибочны. Нам нужен честный подход – соглашение между соседями, в котором прописано, в каких областям мы сотрудничаем (например, по вопросу беженцев), а в каких нет», – заключил дипломат.
В свою очередь президент Тайип Эрдоган парировал данные слова своим очередным громким заявлением. Он допустил, что теперь Турция может провести референдум по вопросу прекращения переговоров о вступлении в Евросоюз. «54 года нас заставляют ждать у дверей ЕС. Однако теперь мы сядем, поговорим и проведём всенародное голосование и по этому вопросу. Одна из стран – основателей ЕС – Великобритания – выходит из союза. Вышла Норвегия. У нас решает народ, мы спросим у него и сделаем так, как он скажет», – заявил турецкий лидер.
По мнению экспертов, нагнетанию такой антиевропейской атмосферы и минимальной победе эрдогановского лагеря способствовали сами европейские руководители. «Европа сыграла большую роль в распространении идеи нового государственного устройства в Турции. Именно в тех странах, где запретили митинги с турецкой диаспорой, был самый высокий процент голосов за конституционную реформу. В частности, в Нидерладах, где разразился самый большой скандал, 70% проживающих там турок высказались в пользу президентской республики», – заявил директор Института политических и социальных исследований Черноморско-Каспийского региона Виктор Надеин-Раевский.
Таким образом, Европе и Турции придётся либо пройти болезненный и тернистый путь притирки отношений, исходя из новых реалий, либо же искать пути максимально бесконфликтного сосуществования. Однако на в этот день оба этих варианта – скорее из разряда умозрительных, чем практических.