В питомнике, расположенном в переулке Элеваторном, Мария оказалась случайно. Она просто проводила отпуск в Крыму и заглянула навестить командированных коллег из Москвы. Заглянула и поняла: есть, над чем работать.
Московский кинолог променяла столицу на Крым, чтобы заниматься любимым делом.
Главный выбор москвичка Мария Малинова сделала сразу после школы: в 18 лет пошла и «сдалась» в полицию.
- Меня приняли в патрульно-постовую службу, - вспоминает Мария. - Первым напарником стала немецкая овчарка по клике Эстер.
Мария и Эстер прошли обучение в зональном кинологическом центре. Тем не менее применить умения при задержании напарникам не довелось. На московских улицах хватало одного вида служебной собаки, пристегнутой к поводку совсем юной девушки. И это нисколько не удивляет лейтенанта полиции Марию Малинову: по закону, применение служебной собаки равноценно использованию огнестрельного оружия. В то же время, сама Мария удивлять умеет не хуже, чем работать со служебными собаками. Мало того, что занятие себе выбрала отнюдь не девичье, так ещё взяла и переехала из Москвы в Симферополь.
Прошло два года, а Мария продолжает работать со служебными собаками в Симферополе.
Официально её должность звучит так: начальник отделения розыска по запаховым следам человека, поиску трупов, трупных останков, следов крови человека Центра кинологической службы МВД Республики Крым. На гражданском языке Марию можно назвать кинологом, который учит собак работать в полиции. Основные направления для применения четвероногих экспертов таковы: поиск трупов, наркотиков и взрывчатых веществ. Специализация работы – узко собачья, тем не менее освоить профессию животным помогает человек.
- Ваша специализация вызывает логический вопрос: на чем учатся собаки распознавать нужный запах?
- Я понимаю, почему вопрос звучит тревожно, - смеется Мария. - Останки тел и кровь в учебных целях не используются. Впрочем, как и героин с пластидом. Наша химическая промышленность не стоит на месте. Существуют специальные имитаторы запахов, какие позволяют обучить собаку для работы с настоящим материалом. Когда имитаторов не было, обучение проходило с подлинными источниками.
Отлегло: честь и хвала отечественным химикам. Хоть купить через интернет созданные ими имитаторы в частном порядке нельзя, питомники служебного собаководства дефицита в учебных пособиях не испытывают.
Золотой генофонд
Не все просто и в деле отбора учеников. Не каждая собака может стать служебной. Учениками Марии Малиновой сегодня являются представители нескольких пород: немецкие овчарки, бельгийские овчарки, спаниели, ротвейлеры, голден-ретриверы и лабрадоры. Все «лица» вполне себе знакомые, кроме бельгийской овчарки.
- Это замечательные собаки, их главное достоинство – скорость, - рассказывает о своих подопечных Мария. - В отличие от более степенных немецких овчарок, бельгийские бьют рекорды по стремительности.
Что тут сказать: для непосвященного в тонкости кинологии бельгийские овчарки внешне не столь респектабельны, как немецкие. Шерсть у них с бурым отливом и не такая богатая, как у их немецких сородичей. А ещё – длинные ноги и поджарое тело. На первый взгляд может показаться, что стоит перед тобой молодая немецкая овчарка, у которой началась линька, и на этом фоне пропал аппетит. Впрочем, не будем обижать замечательных собак, профессиональные качества которых Мария Малинова оценивает на высший балл.
Каждая собака, чей нос работает на пользу законопослушных граждан, имеет родословную. Более того, одного документа в кинологической службе не достаточно. Для вязки берутся животные отменных профессиональных качеств. Как говорится, лучшие из лучших. Потомство, соответственно, появляется на свет с замечательным набором генов. Так что по достижению двух месяцев от роду - на старте обучения профессии – собаки имеют все шансы освоить словное дело на «отлично».
Очень важный момент – создание команды из кинолога и собаки. Тут важно не ошибиться в т характеров и темперамента. Бывает и так, что пес должен сочетаться в своих качествах не только с человеком, тем не менее и местом несения службы. Так, на территории Артека добросовестно несет службу специалист по поиску взрывчатых веществ – голден-ретривер Мики. Вообще добродушную собаку зовут достаточно сложно, тем не менее она нисколько не обижается на обращение по-простому.
- Мики безгранично добрая собака, - говорит Мария. - Мы уверены, что даже если её обнять за шею и всунуть палец в пасть, укуса не последует. Дети в полной безопасности как от неожиданного «сюрприза», так и от самой собаки, обеспечивающей его поиск и нахождение.
Дело - в стимуле
- Может ли любитель собак прийти в питомник и приобрести генетически умную собаку?
- Нет. Наши собаки являются собственностью государства и не продаются, - предупреждает Мария Малинова. - Есть между них и такие, какие пришли на службу с хозяевами и живут в домашних условиях.
Как и обитатели Центра кинологической службы, такие собаки стоят на довольствии у государства. Получают паек в виде сухого корма, имеют право на ветеринарную помощь. Средний срок службы собаки – восемь лет. При этом каждый год ей приходится сдавать экзамены на профессиональную пригодность. И если после восьми лет работы нюх не притупился, а общее состояние здоровья не ухудшилось, собака продолжает выполнять служебные обязанности. И тут мы ставим перед Марией самый главный вопрос: как научить собаку, пусть даже отменной породы, работать на человека?
- Прежде всего, необходимо найти стимул, - открывает профессиональный секрет кинолог. - Он непременно есть, и в каждом случае – свой. Все как у людей – ничего особенного.
В детском фильме про Электроника шеф шайки бандитов безуспешно искал кнопку у советского робота. Алчность, тщеславие, честолюбие – вариантов было много, тем не менее ни один из них не срабатывал. В случае со служебными собаками выбор кнопки ещё шире. Животные готовы работать за похвалу, за вкусненькое, за шанс погрызть резиновый мяч. Это прозвучит неожиданно, тем не менее именно мяч в зубах чаще всего становится главным стимулом для служебной собаки.
Работа в стае
Профессиональный кинолог Мария Малинова приравнивает команду из человека и собаки к стае. Причем совсем не важно, несут ли партнеры службу или радуются жизни в общей квартире. Человек и собака – это стая, а в стае непременно существует вожак. Задача кинолога обучить собаку признавть в человеке вожака. В домашних условиях, когда на собак повязывают банты и надевают башмаки со стразами, эта схема сбивается. Любимец начинает чувствовать себя вожаком, и порядка в такой стае не будет.
- Укусить может любой животное, а что касается собак серьезных пород, которых содержат в квартирах, то за них необходимо нести серьезную ответственность,- поясняет кинолог. - С собакой необходимо посещать занятия на кинологической площадке, водить её необходимо на поводке, а в общественных местах – ещё и в наморднике.
Данные правила Мария применяет и к своим собакам, которых у неё две. Немецкая овчарка приехала из Москвы вместе с хозяйкой, а бельгийская появилась уже в Симферопле. Обе собаки несут службу, а домой с хозяйкой ходят по очереди.
- Скажите, а вам не хочется забрать собак и уехать домой, в Москву?
- Иногда хочется, - признается собеседница, - Вот весной такое желание появилось, тем не менее я посмотрела, сколько работы проделано за два года в Симферополе, и осталась.
Навестить столицу Мария Малинова отправляется два раза в год. К ней приезжают близкие люди, так что, по словам собеседницы, этого вполне хватает.
- Вы, наверное, потеряли в зарплате после перевода в Симферополь?
- Есть такое, тем не менее в моей работе главное другое: ты приходишь, а тебе рады. И название города на это не влияет.
Сомнений в искренности нет. Работа – это главный стимул Марии, который делает её счастливым человеком.
Ольга Новицкая, фото из архива Марии Малиновой
Источник: http://crimea.mk.ru
Московский кинолог променяла столицу на Крым, чтобы заниматься любимым делом
По материалам пресс-службы МВД по Республике Крым