Данные двое из-за неё дерутся. Ревность страшная. Просто безумная. До воя, до скрежета зубами. Ни один не желает уступать: ни умудренный опытом Алекс, ни молоденький и задорный Фил...
Фил и Алекс - это полицейские собаки. Она - кинолог, которая для них и хозяйка, и строгий учитель, и добрый друг.
Мария Малинова, начальник отделения розыскного профиля центра кинологической службы МВД по Республике Крым, открывает вольер и выпускает одного из ревнивцев: если пустить во двор одновременно и второго, начнётся невообразимое...
«Я их также люблю, обоих, - смеется Мария, легонько похлопывая по загривку рыжего пса, и в то же время из-за плеча, поглядывая на второго - темного цвета, который сквозь решетку вольера прожигает нас тоскливым взглядом. - К каждой из этих собак любовь, конечно же, разная. Но отношение все равно как к своему личному другу, не как к казенному имуществу. И живут они у меня, зачастую, прямо в квартире. Алекс - вон тот, который постарше - это мой собственный пес, он уже «пенсионер», его списали, и я привезла его сюда, в Крым, из Москвы вместе с собой, чтобы он провел старость у моря».
Мария Малинова была переведена в Республику Крым из столицы. Девушке-полицейскому довелось применять в правоохранительной работе своих четвероногих помощников породы Бельгийская овчарка-Малинуа и на территории Крыма, и во многих других уголках страны. Вместе с нынешним «пенсионером» Алексом, который всю жизнь «специализировался» на поиске взрывчатки, были поездки на Универсиаду в Казань, обслуживание курортного сезона на черноморском побережье Краснодарского края, обеспечение безопасности в Ярославле на Втором Всемирном политическом форуме.
На вопрос, как давно она занимается кинологией, Мария, не задумываясь, отвечает: с детства, со школы.
«Да это же у всех так, - уверяет она. - Не бывает, чтобы с детства человек не любил собак, а потом вдруг в каком-то возрасте резко полюбил!»
По словам Марии, профессионально, в системе МВД России, она занимается кинологической наукой на протяжении 13 лет. Первой её собаки, с которой она работала в патрульно-постовой службе, уже нет в живых. Алекс, отслуживший на благо Родины больше 10 лет, теперь на заслуженном отдыхе; хоть по нему и не скажешь, что старик. А 5-летний Филя успешно работает по всему Крыму - и по поиску взрывчатых веществ, и по оружию, хотя в молодости «специализировался» на наркотиках.
Мария рассказывает: когда-то Фил во время задержания наркоторговцев и последующего обыска в их квартире спас от нападения одного из оперативников. Хозяин жилища, наркоман, схватив ножницы, набросился на сотрудника, который в данный момент извлекал из шкафа обнаруженный там героин. Служебная собака среагировала молниеносно. Кинолог Мария даже не давала никаких команд. Фил самостоятельно сделал все как полагается по «собачьей науке»: обезвредил злоумышленника так, что на его теле даже не осталось никаких повреждений...
«На самом деле Фил вовсе не милый и не добрый, как может показаться. Но кусает только по команде, - отмечает Мария. - Что касается «пенсионера» Алекса, так он и сейчас может дать фору любому молодому псу. Мы его не используем на мероприятиях только лишь потому, что по формальным признакам он свое отслужил. Теперь он просто вольготно наслаждается жизнью. Любой бы ему позавидовал - привезли из пыльной суетливой Москвы на юга, к морю. Ест и спит в свое удовольствие, ни на тренировках, ни в работе его не задействуют - красота...»
«Вы, наверное, всегда гордились своими воспитанниками?», - задаю вопрос.
«Да. Алекс, например, несколько лет назад вообще был признан лучшей служебной собакой Москвы, он безоговорочно выиграл в нашем профессиональном соревновании - многоборье кинологов. Но при том, что он отличник службы, с ним случались и курьезы. Прямо во время международного саммита в Ярославле, где принимали участие высшие должностные лица страны, в плавучем ресторане, где мы проводили проверку безопасности, Алекс проявил слабость. Представляете себе: все ждут высоких гостей, накрываются столы, между поваров и официантов суета. А мой пес у всех за спинами под шумок подкрался к тому месту, где делали барбекю, да и «урвал» оттуда копченые ребрышки. Как мы с ним потом разбирались по этому поводу! И ведь вы знаете, ему было стыдно за такой непрофессионализм! Да, Алекс безумный «пищевик», очень любит покушать, прям-таки гурман...»
«Как Вы с ними справляетесь, с двумя-то?», - улыбаюсь я.
«На самом деле - с тремя. По ведомственному приказу кинолог должен работать максимум лишь с двумя собаками. Но Алекс уже не в счёт - он официально «списан». Я сейчас начинаю взращивать уже новую смену - буду ставить на баланс черную немецкую овчарку. Её кличка - Калипсо, ей сейчас 1 год и 2 месяца. Скоро она будет работать в полную силу».
«На чем будет специализироваться Калипсо? Наркотики, взрывчатка, поиск людей?»
«Жизнь покажет!.. В зависимости от поставленных задач, и, как говорят в таких случаях, от развития оперативной обстановки. Главное, в чем можно быть уверенным, - чем бы мои собаки не занимались, безопасность крымчан - в надежных руках. Точнее - в надежных лапах!»