Тамара Макарова — спутница и муза выдающегося советского
кинорежиссёра Сергея Герасимова. Рука об руку прошли они большой творческий
путь. Однако каждый оставался самоценной личностью, независимой друг от друга
творческой величиной, способной к самостоятельным открытиям и поступкам. Такими
независимыми сделала их сама жизнь. Они рано пустились в житейское плавание,
рано определились со своим жизненным курсом. И неуклонно держались его.
КИНЕМАТОГРАФ манил обоих как многообещающее искусство нового
века, которое ещё предстояло осмыслить и освоить. Они начинали как актёры в
объединении таких же молодых энтузиастов ФЭКС, что означало Фабрика
эксцентрического актёра. Однако, проделав на площадке и на съёмках все положенные
прыжки и ужимки, оба почувствовали тягу к реалистической игре. А Герасимова
отчётливо потянуло к режиссуре. И Тамара его в этом поддержала. Тем не менее,
соединив свои жизни, они долго не могли соединиться творчески и работали врозь.
Герасимова-режиссёра влекли деревенское раздолье, тайга,
горы: ведь сам он был с Урала и в глубине души считал себя почвенником. А
Тамара возросла на асфальте, её манили огни большого города, и по внешности она
была «американская девушка» из голливудского боевика. Отсюда и все расхождения
с Герасимовым — и творческие, и человеческие, какие могли развести их
навсегда. Недаром же первый их совместный фильм назывался «Люблю ли тебя?» —
ответом на этот вопрос стал их возникший в ту пору творческий союз.
Оказалось, обоих волнуют перемены, какие происходят в
обществе, обоих поражает инициатива и смелость ещё днём ранее непримечательных
людей, словно бы заново родившихся для новой жизни. Глядя на свершения
строителей нового общества, они словно бы спустились с облаков на землю и
почувствовали свою кровную связь с Россией. А ещё оба поняли, что вся эта
удивительная жизнь непременно должна стать предметом кинематографического
исследования.
И пошли знаменитые герасимовские фильмы — один за другим:
«Семеро смелых», «Комсомольск», «Учитель». И в каждом зритель видел Тамару
Макарову. Это была уже не «девушка из Клондайка» (даже странно казалось, что
недавно она играла такую роль). Это была русская красавица, родная, узнаваемая
до последней чёрточки и вместе с тем единственная и неповторимая. Она принесла
с собой на экран энергию и отвагу покорителей Арктики, строителей городов в
глухой тайге, созидателей новой колхозной жизни без помещиков и кулаков.
Кажется, само время назначило толково и доходчиво объяснить широким массам, что
мерилом человеческой ценности служат труд и совесть: без этого нет настоящей
жизни.
А когда Герасимов добился постановки своей любимой пьесы —
лермонтовского «Маскарада», она буквально преобразилась в светскую красавицу —
невинную жертву тёмных человеческих страстей. Риск был большой, роль необычайно
трудная: надо было донести до зрителя всё богатство поэтического слова.
Чрезвычайно обязывало партнёрство с выдающимся актёром Николаем Мордвиновым. Однако
они не убоялись и победили.
Война потребовала от художников полной отдачи. В невероятно
трудных условиях существования словно бы открывалось второе дыхание. Они с
Герасимовым не уехали из блокадного Ленинграда, пока не сдали фильм
«Непобедимые», посвящённый обороне города и героической работе Ижорского
танкового завода. Кроме творческой работы, появлялось и множество
административных, общественных обязанностей. Однако именно в это суровое время
Герасимов и Макарова пришли во ВГИК, чтобы воплотить в жизнь своё заветное желание: создать
мастерскую, где будущие режиссёры воспитывались бы вместе с актёрами. Из первой
же мастерской, созданной в 1944 году, вышли десятки знаменитых режиссёров и
актёров, составивших славу советского кинематографа: Сергей Бондарчук, Самсон
Самсонов, Татьяна Лиознова, Инна Макарова, Вячеслав Тихонов, Нонна Мордюкова,
Клара Лучко и многие другие.
С этой мастерской Герасимов осуществил постановку
выдающегося фильма «Молодая гвардия», имевшего громадный
общественно-политический резонанс. Поэзия знаменитого романа Александра Фадеева
нашла в этом фильме достойное воплощение в самой фактуре молодых и прекрасных
исполнителей, в их искренности, чистоте и правде чувств. Тамара Фёдоровна
играла мать одного из юных героев, Олега Кошевого, руководителя подпольной комсомольской
организации. На сравнительно ограниченном материале она создала обобщённый
героико-романтический образ матери, восходящий к классической трагедии.
Актриса достигла творческой зрелости. Тамара Макарова стала
любимицей народа, и слава сопутствовала ей до конца дней. Хотя таких знаковых
ролей, как в молодые годы, у неё уже не было. Не удалось ей сыграть Аксинью в
задуманной Герасимовым ещё до войны постановке «Тихого Дона»: почти двадцать
лет он шёл к этой работе, и Тамара Фёдоровна уже не могла выступать в этой
роли. Аксинью она чувствовала сердцем: недаром отец Фёдор Родионович был из
казаков. Однако, как говорят, не судьба. И пока Герасимов работал над «Тихим
Доном», она сотрудничала с другими режиссёрами, сама предлагая им тему и
отыскивая для себя роли. Лучшей из них была роль Екатерины Ивановны в фильме
Татьяны Лиозновой «Память сердца». Учительница английского языка в русской
деревне, она вынуждена носить личину перед фашистскими оккупантами, притворяясь
неграмотной забитой бабкой. Однако, спасая британского лётчика, сбитого фашистами в
челночном рейсе, она возвращается к самой себе, давая спасённому уроки мужества
и гуманизма.
А когда Герасимов завершил свой многолетний труд, Макарова и
ему предложила интересную тему, даже написала заявку будущего сценария. В
основу лёг рассказ человека, который попал в плен во время Великой
Отечественной войны, оказался в депортации и только через много лет смог
вернуться на родину. Фильм «Люди и звери» стал их общим детищем — как и в
молодые годы, они готовы были сражаться за него с косностью и ограниченностью
чиновников, со злопыхательством тайных антисоветчиков и русофобов.
Время шло, общество потребления всё громче заявляло о себе,
соответственно менялся и общественный климат. Педагоги, постоянно работавшие с
нелицемерной молодёжью, хорошо это чувствовали. Обучение художника — сложный
процесс, он включает и гражданское воспитание. В мастерской Герасимова и
Макаровой на повестке дня всегда стояли важные общественно-политические
вопросы. Чтобы работать в советском искусстве, надо было иметь гражданское и
социальное чувство. Иначе не поднять крупной темы. «А начинать всегда надо с
крупного», — убеждал Сергей Аполлинариевич. При этом он настаивал на осмыслении
жизни во всех её деталях и подробностях: «Масштаб жизненных явлений требует
подробного и пристального взгляда художника, — учил он. — Без понимания
частного не поймёшь и общего. Весь вопрос в том, кого ты выбрал в герои».
Внимательно следя за кинопроцессом, мастера убеждались, что
настоящим поветрием становится мелкотемье. «Чем занимается герой? Он
преимущественно устраивает свои собственные дела, — отмечала Тамара Фёдоровна.
— Из искусства как-то незаметно ушёл один критерий — значительность, крупность
содержания». Ушёл герой, который мог бы стать учителем жизни.
Тамара Фёдоровна не пропускала ни одной премьеры в Доме
кино. Внимательный, заинтересованный зритель, она всегда имела своё мнение об
увиденном, и оценки её зачастую были нелицеприятны. Она первая раскусила вроде
бы лояльного к власти и обласканного ею Глеба Панфилова, дебютировавшего
идеологически выверенным фильмом «В огне брода нет». Посмотрев его новый фильм
«Прошу слова», в котором Инна Чурикова играла фабричную девчонку, выросшую в
председателя исполкома, она без всяких обиняков заметила: это хитрая сатира на
Советскую власть. Панфилов её неприятно поразил. Тем не менее Сергей
Аполлинариевич решительно защищал в Госкино его следующий фильм — «Тема».
Тамара Фёдоровна этому не сочувствовала. Она была в курсе непримиримой
идеологической борьбы, которая шла в среде интеллигенции между коммунистами и
патриотами с одной стороны и либералами-западниками — с другой. А «Тема» была
по сути пасквилем на писателя-почвенника. И от Тамары Фёдоровны это не
укрылось.
«Ну да, пасквиль, однако какой талантливый! — возражал Сергей
Аполлинариевич. — В самом деле, есть же такие самодовольные, оторвавшиеся от
живой жизни «инженеры человеческих душ», как персонаж, блестяще сыгранный
Ульяновым. Они спекулируют на нашей идеологии. Их становится всё больше. И
Панфилов точно определил суть явления. Фильм надо поддержать». «Тема» вскоре
вышла в прокат.
Панфилов всегда был антисоветчик, и Герасимов понимал это,
однако считал, что умный человек непременно поймёт: советская власть — лучшая для
нашей большой многонациональной страны и её народа. «Эгоисты и себялюбцы всё
погубят», — однажды сказал он. У него как-то не укладывалось в голове, что
талантливый человек может быть себялюбцем.
Между тем в среде либеральной кинематографической
интеллигенции создавалась настоящая оппозиция Герасимову. Противники вели с ним
тихую тайную войну, сводившуюся к осуждению его идейных позиций. Его новые
фильмы «Журналист» и «Любить человека», несмотря на большой зрительский успех,
подвергались остракизму, а роли, сыгранные в них Тамарой Макаровой, оставались
незамеченными критикой. Между тем это были интереснейшие работы, в которых
отображалась состоявшаяся личность, полностью осуществившая себя в профессии и
счастливая этим. У обоих персонажей имелись реальные прототипы, и Тамара
Фёдоровна была хорошо знакома с этими замечательными женщинами: известной
журналисткой и талантливым архитектором, поразившим всех проектом «умного
дома». Однако актриса не копировала их, да и не было в том нужды. Достаточно было
общей энергетики, общей нравственной позиции — украсить жизнь, сделать её
лучше.
Возрастные роли — особая статья в творчестве Тамары
Макаровой. Она приходит к ним естественным путём во всеоружии жизненного и
артистического опыта и, что ещё очень важно, в неизменном присутствии
оптимизма. С тем и подошла она к роли исторической личности — Софьи Андреевны
Толстой, спутницы жизни великого писателя. Понятно, Герасимов, всю жизнь
мечтавший посвятить фильм Толстому и самому сыграть в нём главную роль, желал,
чтобы именно она воплотила образ Софьи Андреевны. Однако какой же это оказался
тяжёлый труд! Начать с того, что у неё было своё видение образа, не всегда
совпадавшее с видением режиссёра. Софья Андреевна представлялась ей добрым
гением Льва Николаевича, а его отношение к ней в последние годы их совместной
жизни представлялось величайшей несправедливостью.
Достигнуть «консенсуса» режиссёру и актрисе порой казалось
невозможно. Приходилось делать иногда по 16 дублей, чтобы сцена сложилась
такой, какой изначально задумана. Это была невероятная задача: оживить Толстого
и его окружение, воскресить на экране сам дух Ясной Поляны. В итоге сложился
фильм, который, несомненно, займёт важное место в искусствоведении, станет
пособием для всех, кто любит Толстого и желает знать о нём больше.
Когда-то Тамара Фёдоровна говорила, что желает пройти с
Герасимовым весь жизненный путь до конца, сыграть все возрасты в его фильмах.
Так оно и вышло. После ухода Сергея Аполлинариевича она осталась верна его делу
и ещё долго вела курс актёрского мастерства во ВГИКЕ. Дождалась того дня, когда
ВГИКу было присвоено имя С.А. Герасимова. Просматривая её записные книжки,
поражаешься точности оценок, смелости и решительности суждений и мудрости
предвидения. Её тревожило будущее любимого искусства, она беспокоилась о судьбе
профессии, старалась заразить молодую аудиторию своим беспокойством, своей
верой в высокую цель искусства.
Вот несколько страничек из этих записных книжек. В них —
предвидение всех наших нынешних бед, превративших высокое искусство в расхожее
«мыло». Разумеется, в ту пору, когда всё это писалось, она даже представить себе
не могла, до какой степени цинизма, безнравственности и безвкусицы может дойти
«художник», однако корни зла видела точно.
«Безнравственной я называю картину, где походя затрагиваются
различные, порой даже очень серьёзные, житейские вопросы, на какие с ходу
даются односложные ответы. В таких фильмах есть вроде бы все приметы
современного быта, современных отношений — и некоторая часть зрителей, особенно
молодых, обманывается этой мнимой «узнаваемостью».
Актёр должен помнить, что всякий сыгранный образ так или
иначе формирует его личность, «собирает» или «растаскивает». Это так же верно,
как и то, что всякая роль неизбежно обнаруживает личностные свойства, присущие
актёру. Речь идёт, разумеется, не о «положительном» или «отрицательном»
влиянии. Речь — о влиянии формирующем или разлагающем. Интересная роль помогает
подняться актёру на новую художественную, а стало быть, и нравственную высоту.
Пустая роль — выхолащивает; актёр не приобретает, а теряет и как художник, и
как человек».
Таким образом, Тамара Макарова ставила знак равенства между
художественным (нравственным) и антихудожественным (безнравственным).
Не может быть, чтобы эти уроки оказались забыты.
По материалам сайта КПРФ