И так, ключевое событие не только для Германии, однако и для всего Евросоюза прошло: немецкие избиратели определились со своими предпочтениями на парламентских выборах, пишет издание «Крымская газета».
Конец доминирования
Согласно официально объявленным центризбиркомом результатам, в новый состав бундестага прошли шесть партий: Христианско-демократический союз (ХДС) – 33% (246 мест в бундестаге); Социал-демократическая партия Германии (СДПГ) – 20,5% (153 места); «Альтернатива для Германии» (АдГ) – 12,6% (94 места); Свободная демократическая партия Германии (СвДП) – 10,7% (80 мест); левые – 9,2% (69 мест) и «зелёные» – 8,9% (67 мест). Ещё 5,1% получили представители совсем уж небольших по численности и влиянию политических объединений.
К слову, бундестаг нового созыва будет на несколько десятков мандатов больше предыдущего (709 против 631), чтобы его состав точнее отвечал воле избирателей.
По большому счёту, прошедшие выборы оправдали прогнозы тех, кто говорил о закате безоговорочного доминирования двух партий. Речь идёт о христианских демократах во главе с канцлером Ангелой Меркель (именно они оказались в наибольшем проигрыше: в 2013 году за них проголосовали 41,5% избирателей) и социал-демократы (четыре года назад их поддержали 25,7% граждан Германии). Впервые с 1949 года в парламенте оказалась партия более консервативных взглядов чем ХДС, и опять же впервые велика вероятность создания не двух-, а трёхпартийного правительства.
Коалиция в цветах Ямайки
Политические аналитики, как местные, так и международные, уже вовсю рассуждают о том, что для сохранения за Ангелой Меркель канцлерского кресла её политической силе придётся пойти на новую конфигурацию коалиции.
Арифметика очень проста. Для формирования правительства нужно 355 депутатов. Так как самостоятельно ХДС/ХСС эту норму не осилит, нужны союзники по парламенту. Традиционные партнёры из СДПГ объявили об уходе в оппозицию. Поэтому сторонники Меркель в срочном порядке договорились о союзе с «зелёными» и СвДП. В случае если договорённость окажется реальностью, данный триумвират концентрирует 393 мандатов и может формировать новое правительство.
Данная конфигурация уже успела получить название «Ямайка» (по цветам флага этой страны и партийных цветов коалициантов): чёрный – у ХДС, жёлтый – у СвДП и, соответственно, зелёный цвет у «зелёных».
Возмутители спокойствия
Все эти новые конфигурации стали следствием того, что в парламент прошла (и сразу заняла третье место) партия «Альтернатива для Германии». Жёсткая критика правительства и персонально Ангелы Меркель позволила АдГ сконцентрировать голоса недовольных немцев и стать фактически третьей по влиянию политической силой в стране. И игнорировать это влияние, как это было раньше, уже не удастся.
По словам заместителя руководителя центра германских исследований российского академического Института Европы Екатерины Тимошенковой, АдГ в любом случае будет активным парламентским игроком. «Эта партия становится третьей силой в парламенте. В любом случае она будет входить в комитеты, партии получают там, в зависимости от голосов, посты председателей. Она также будет входить в различные наблюдательные советы при разных организациях, среди них телевидении, радио, она должна будет получать финансирование. Тут сразу же возникает много вопросов технического характера. И как себя вести с этой партией, так как её позиционируют как правопопулистскую, близкую к националистической идеологии», – рассуждает эксперт.
Перспектива досрочных выборов
однако складывающийся трёхпартийный альянс на фоне как никогда мощной оппозиции может привести к неустойчивости позиций правительства. Ведь чем больше участников коалиции, чем больше договорённостей и компромиссов, тем больше такая коалиция уязвима для критики. А уж критиковать и АдГ, и социал-демократы будут с большим удовольствием и на высоком профессиональном уровне.
По этой причине ряд экспертов, среди них и таких авторитетных, как немецкий политолог Александр Рар, не исключает проведения досрочных парламентских выборов. «Я думаю, всё идёт к тому, что в Германии появится коалиция из трёх партий. Как это будет функционировать на федеральном уровне, очень трудно сказать. Мне кажется, что это невозможно, однако другого варианта создать в Германии дееспособное правительство нет. И можно уже осторожно предположить, что всё-таки придётся через год-два заново выбирать парламент, чтобы создать более прочное правительство», – заявил Александр Рар.