29 сентября 2017 года Правительство РФ внесло на рассмотрение Федерального Собрания РФ проект бюджета на 2018-2020 годы. В 2018 бюджетный год субъекты РФ (далее – регионы) войдут со старыми нерешенными проблемами. Главные из них – это несбалансированные консолидированные бюджеты, существенная долговая нагрузка и так называемые нефинансируемые мандаты – нефинансируемые из федерального центра переданные регионам расходные полномочия. При этом имеющиеся у них доходные источники – собственные доходы и межбюджетные трансферты из федерального бюджета не в полной мере обеспечивают их расходные обязательства.
В сфере межбюджетного регулирования правительство РФ заявляет о продолжении реализации мер, направленных на ограничение уровня государственного долга и дефицитов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, с одной стороны, и расширение доходной базы и стимулирование экономического развития с другой.
Теоретический посыл на первый взгляд верен и не вызывает сомнения. Но его исполнение и применяемый при этом инструментарий не вызывает большого оптимизма у региональных властей. Проект представленного бюджета в части межбюджетных отношений не решает проблемы сбалансированности региональных бюджетов. В течение трёх лет в нем ежегодно запланировано снижение межбюджетных трансфертов. В 2018 году их выделение уменьшено на 3,2% к уровню 2017 года, среди них субсидии – на 7,1%, субвенции – на 11,9%, иные межбюджетные трансферты – на 19,7%. Рост на 3,3% запланирован лишь по дотациям.
Существенное влияние на сбалансированность бюджета оказывает передача в последние 10 лет расходных обязательств с федерального уровня на уровень субъекта. При этом если в первые годы финансовое обеспечение целиком или частично осуществлялось из федерального бюджета, то в последующем доля расходов региональных бюджетов на финансирование федеральных полномочий неуклонно возрастала.
К примеру, если в 2011 году в Орловской области из 95,4 млн рублей на содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье 29,9 млн рублей расходов осуществлялось за счёт субвенции из федерального бюджета, то с 2012 года данные расходы в полном объеме – 99,7 млн рублей осуществлялись за счёт средств областного бюджета, а в 2017 году эта сумма увеличилась уже до 158,0 млн рублей. Таким образом, расходы областного бюджета выросли более чем в 2,5 раза.
Аналогичная ситуация по финансированию деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, на обеспечение жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральными законами от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» и от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», вставших на учет до 1 января 2005 года, на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, льготного лекарственного обеспечения населения в части «федеральных льготников».
Все это приводит к тому, что регионалы вынуждены отрывать финансовые ресурсы от исполнения своих обязательств и передавать их на финансирование федеральных полномочий. В условиях нехватки средств, субъекты РФ вынуждены увеличивать заимствования по максимальному пределу, допустимому Бюджетным кодексом и соглашениями с Минфином РФ, чтобы погасить дефициты своих бюджетов. А это, как цепная реакция, увеличивает государственный долг субъектов РФ и дисбаланс их бюджетов.