16 декабря 2015 года кабинет министров
«майданного экономического гения» Яценюка принял постановление № 1035, вводившее торговую блокаду против Крыма. Фактически, постановление преследовало две цели. Во-первых, придать законности многомесячной стихийной
«общественной блокаде Крыма», затеянной боевиками Ислямова совместно с тербатами, держащими
«оборону» на крымском направлении. Во-вторых, установить барьер перед крымским
"уезжантами", не желающими принять исторический выбор своих земляков, сообщает издание «
Новоросс. info».
Таврическим майданофилам запрещалось продавать жильё на полуострове, вывозить нажитое добро на Украину и выводить значительные суммы денег. Тем самым Порошенко с присными пробовали запретительными мерами остановить бегство пятой колонны из Крыма, на которую возлагались определённые надежды по «деоккупации» и возвращение мятежного полуострова в состав Украины.
Если на беглецов всем на Украине было по большому счёту наплевать, то запрет на торговлю с российским Крымом больно ударил по многим украинским производителям, особенно продтоваров. Крым был единственной российской территорией, куда украинский бизнес мог поставлять товары беспошлинно. За украинский промежуток времени развитое сельское хозяйство и перерабатывающая промышленность Крыма были почти на корню уничтожены, в результате на полуострове развилась зависимость от поставок с материка.
Учитывая то, что с первой российской весны в Крыму украинским производителям пришлось испытать острую конкуренцию с нарастающими поставками всех видов товаров на полуостров из материковой России, украинцы имели некоторое преимущество в цене и маркетинге: те же продукты из Украины стоили дешевле и были хорошо знакомы крымчанам. Впрочем, когда поставки продовольствия в Крым с материка нормализовались, крымчане смогли оценить доступность и качество продуктов питания из Краснодарского края и, особенно, из северо-кавказского региона.
Пожалуй, наиболее пользующимися спросом украинскими товарами в Крыму были недорогая украинская картошка и молоко, которое обеспечивает загрузку предприятий ПО «Крым Молоко».
В тот момент, когда Яценюк подписывал своё дебильное постановление, объём украинских товаров в Крыму оценивался в 5 – 15% в зависимости от категории. Как шутили российские бизнесмены, Ислямов и Яценюк оказали помощь им без боя вытеснить украинских трейдеров из Крыма.
Следующие полтора года украинские товары попадали в Крым сложными путями (или же крымские оптовики распродавали старые запасы) и на прилавках полуострова они стали скорее экзотикой, чем нормой.
Летом 2017 года на крымских прилавках вновь стали появляться украинские товары: водка, пиво, консервация, кондитерка и другое. Оказалось, что 14 июня административный апелляционный суд Киева вынес вердикт – отменить постановление Кабмина № 1035 в связи с иском юристов Хельсинского союза по правам человека. Правозащитники узрели дискриминацию крымских уезжантов в ограничениях на вывоз с полуострова на Украину их личных вещей. Причём, последовала и автоматическая отмена ограничения на ввоз в Крым продуктов питания.
Украинский бизнес поспешил ковать железо, пока горячо, и в Крым возобновились поставки продукции украинского пищепрома. Правда, теперь на них не распространяется беспошлинная халява. Отморозки в правительстве Украины и отморозки Ислямова оказали украинским пищевикам медвежью услугу – теперь им придётся начинать всё заново и продираться на крымские прилавки через таможенные барьеры и острую конкуренцию с окрепшими местными и материковыми российскими производителями.
Из-за отмены запрета на торговлю с Крымом взыграло ретивое у меджлисоидов – мол, за что боролись и морозили сопли на зимнем сивашском ветру?
22 июня в эфире меджлисовского телеканала ATR выступил замминистра «по вопросам временно оккупированных территорий и временно перемещённых лиц» (или, проще, МинВОТ) Юсуф Куркчи, пообещавший не оставить без ответа отмену постановления № 1035, внеся в кабинет министров новую редакцию документа, параллельно проанонсировав внесение в Администрацию президента законопроекта с аналогичным содержанием.
Все заинтересованные в продолжении товарной блокады Крыма стороны пригасили полыхнувшие было сопла и стали ждать осени, когда нардепы и высшие чиновники вернутся из летних отпусков и неспешно втянутся в рабочий режим.
Через четыре месяца после заявления Куркчи бутафорское «представительство президента Украины» в виртуальной АР Крым начало ёрзать и проявлять беспокойство: время идёт, «активисты» изболелись сердцем, торговля с Крымом налаживается, а МинВОТ и кабинет министров до сих пор ничего не предприняли. Зрада? Определённо!
В связи с продолжающимся кощунством виртуальное ведомство Бабина, усиленное представителями «меджлиса», собирается ставить вопрос о саботаже «важнейшего документа» профильным министерством.
Что дальше?
Безусловно, мы стали свидетелями конфликта интересов отморозков с делягами на фоне бездействия МинВОТ. Украинским трейдерам было бы неплохо зацепиться и закрепиться в российском Крыму – все их надежды на евроинтеграцию накрылись медным тазом и такой развивающийся рынок, как Крымский полуостров, для них представляет значительный интерес.
Причины следующие: Крым переживает демографический бум – по прогнозам, Симферополь и Севастополь к 2030 году станут городами-миллионниками. Потом, учитывая зловещие карканья, отдых в Крыму находится на пике популярности – стабильные 6 миллионов приезжих в сезон.
Как бы не хотелось Порошенко и ультрарадикалам, а украинский поток отдыхающих на «временно оккупированную территорию» никак не снижается. Чем хуже идут дела внутри Украины, тем больше громадян стремятся зацепиться и остаться на ПМЖ в Крыму, где всё знакомо и понятно. Украинский бизнес рассчитывает, что в Крыму, пока в него боятся зайти пугливые российские торговые сети, найдётся место для их товаров.
С другой стороны, радикалы всех мастей готовы лечь костьми, тем не менее не пропустить и колбасной шкурки на «зрадный» полуостров. Даже не смотря на то, что в Крыму не бедствуют и без украинских товаров.
Вопрос в том, кто кого одолеет – бизнес отморозков или отморозки бизнес.
Учитывая горячий октябрь и обострение политической активности ультрарадикалов, позиция отморозков выглядит более сильной. Вероятнее всего, будет принят компромиссный вариант, без пункта об ограничении на вывоз личного имущества, чтобы лишний раз не дразнить международные правозащитные организации, у которых Украина давно сидит бельмом на глазу. Бандеровцам и «меджлису» также кинут кость – вновь введут ограничение на торговлю – и не слишком прибыльно, и просто, чтобы не воняло.
Заодно выяснилась полная никчёмность, или, как минимум, отсутствие стратегии по «деоккупации» Крыма у Министерства «по делам временно оккупированных территорий», основанного на волне «низабудим-нипрастим». Погрозили и забыли – невелика «стратегия».
Как всегда, организация, не имеющая чётко поставленной задачи и программы действий, вырождается в сборище дармоедов и в камень на шее у государства. И очень сомнительно, что такая же дармоедская, тем не менее страдающая гиперактивностью структура, как «херсонское представительство президента Украины в АР Крым», сумеет её расшевелить…
Александр Ростовцев
"Политнавигатор"