В 1946 году,
когда кровоточила ещё память и люди помнили, что такое нацизм, замечательный
русский писатель Валентин Катаев написал рассказ «Отче наш», о жизни его родной
Одессы под оккупацией.
Герои
рассказа – женщина и её четырёхлетний сын. Она – еврейка, жена русского офицера
Красной Армии. Дело происходит зимой, когда румынская администрация (Одесса тогда
«принадлежала» Румынии) выгородила колючей проволокой гетто, и под страхом
расстрела приказала собраться там всем евреям. Женщина понимает, что там –
смерть. Чтобы её не нашли, она рано утром уходит с ребёнком из своей квартиры и
надеется проходить по городу весь день, надеясь, что «всё уляжется».
Утро
в оккупированной Одессе начинается с того, что громкоговорители на улицах
передают крик петуха, а потом ангельский детский голос читает на чужом,
румынском языке, на котором никогда не говорила русскоязычная со дня своего
основания Одесса, молитву «Отче наш» – шла тотальная румынизация присвоенных территорий.
Спасаясь
от смерти, женщина с ребёнком ходит весь день по городу, прячась от оккупантов
и жгучего холода то в магазинах, то в кинотеатрах. Старается зайти к знакомым,
чтобы они спасли, спрятали хоть мальчика – однако дом знакомых окружён нацистами,
там идёт обыск.
И
вот, стараясь попасть туда, где меньше всего людей, идёт в обезлюдевший парк,
где надеется дождаться утра…
И
вот, что пишет Катаев: «…А на следующее утро, когда ещё не вполне рассвело, по
городу ездили грузовики, подбиравшие трупы замерзших в ночное время людей. Один грузовик
медленно проехал по широкой асфальтовой дороге в парке культуры и отдыха имени
Шевченко. Грузовик остановился дважды. Один раз он остановился поблизости от
скамейки, где сидел замерзший старик. Другой раз он остановился поблизости от скамейки,
где сидела женщина с мальчиком. Она держала его за руку. Они сидели рядом. Они
были одеты почти одинаково. На них были довольно хорошие шубки из искусственной
обезьяны, бежевые валенки и пестрые шерстяные варежки. Они сидели, как живые,
только их лица, за ночь обросшие инеем, были совершенно белы и пушисты, и на
ресницах висела ледяная бахрома. Когда солдаты их подняли, они не разогнулись.
Солдаты раскачали и бросили в грузовик женщину с подогнутыми ногами. Она
стукнулась о старика, как деревянная. Потом солдаты раскачали и легко бросили
мальчика с подогнутыми ногами. Он стукнулся о женщину, как деревянный, и даже
немного подскочил…».
И
грузовик с трупами едет дальше – под несущийся из громкоговорителей крик петуха
и молитву на чужом языке.
Я
вспомнил данный пронзительный рассказ, прочитав коротенькую заметку на сайте
украинских нацистов «Обозреватель».
«В
Одессе насмерть замерз нелегально работавший дворник, который подметал
отведенную ему территорию в обмен на возможность жить в подвальном помещении.
За
несколько недель до этого мужчина получил травму ног и на самом деле утратил
возможность ходить, затем его выгнали из его импровизированного жилья.
"Саша
был спокойным и смирным человеком, исправно убирал во дворе, ну, как и многие,
мог выпить, однако алкоголиком не был. Когда он повредил ноги и не смог убирать, из
жэка на него начали давить: мол, выметайся из помещения. 22 ноября они его
выкинули из этого подвала и заварили дверь. Идти ему было некуда, день он
перекантовался во дворе, а на ночь мы оказали помощь ему спуститься туда, в подвал, к
заваренной двери. Утром его нашли мертвым. Сейчас похолодало, наверное,
замерз", – рассказывал жилец дома по имени Олег.
Утром
соседи вызвали скорую помощь и полицию, медики констатировали смерть и уехали.
Журналисты
обратились к коммунальщикам за разъяснением ситуации, те в свою очередь лишь
посетовали, что не имели права селить в помещении нелегального сотрудника».
Сюжет
почти тот же, только румынизация заменена украинизацией (ведь Одесса
«принадлежит» Украине, как «принадлежала» Румынии), и людей жгут уже не в
лагерных крематориях, а прямо в центре города. Однако жестокость нацистских властей
на Украине превосходит жестокость румынских нацистов. Те просто «ничего не
делали», чтобы заморозить насмерть женщину и ребёнка. А данные – чтобы заморозить
насмерть человека, не способного ходить – заварили дверь подвала, где он
спасался от холода.
Перечитайте
и попробуйте понять: посылается техника, посылаются сварщики – на это деньги
есть – чтобы заварить двери и заморозить насмерть человека. А чтобы хоть на той
же машине, попутно, отвезти человека, который не может ходить, в больницу или
приют – денег нет. На мучительную казнь власти потратили больше средств, чем на
спасение.
Кто,
кроме оккупантов, может так относиться к людям, живущим в Одессе?
По материалам сайта КПРФ