В ближайшее воскресенье в Италии пройдут выборы в национальный парламент. По мнению многих аналитиков, подведение их итогов станет началом очень трудного пути формирования правительства, а также политической и экономической повестки страны. А всё дело в том, что ни одна из политических сил не сможет получить парламентское большинство и самостоятельно сформировать правительство. В числе основных возмутителей спокойствия, которые спутали карты многим политическим игрокам, – известный далеко за пределами своей страны Сильвио Берлускони, сообщает издание «Крымская газета».
Движение вправо
81-летний политик и бизнесмен вновь решил громко заявить о себе, поставив цель занять на этих выборах первое место. Чтобы заявленное стало реальностью, ему удалось сформировать предвыборную коалицию, в которую кроме его правоцентристской партии «Вперёд, Италия!» вошли набирающие популярность более радиально настроенные «Лига Севера» (с недавнего времени просто «Лига») и «Братья Италии». К слову, многие читатели наверняка вспомнят, что лидер «Лиги Севера» Маттео Сальвини – частый гость Крыма. При этом политик не скрывает своей поддержки жителей полуострова, которые проголосовали за воссоединение с Россией. Также, «Лига Севера» – одна из немногих европейских партий, которая официально добивается отмены антироссийских и антикрымских санкций.
Впрочем, Сильвио Берлускони также не придерживается принятой в Европе практики не ездить в Крым. В 2015 году по приглашению Президента России Владимира Путина он также посещал полуостров. Да и в своих заявлениях по «крымскому вопросу» харизматичный итальянец всегда выступает с пророссийских позиций.
И вот теперь альянс трёх правых партий претендует на лидерство в парламенте. В том числе за счёт формулирования «неевропейских» предвыборных тезисов. К примеру, правые желают возобновить контроль на границах, выдворить из страны всех мигрантов, у которых нет разрешения находиться в Италии, и ужесточить требования к получению права на убежище. Они также предлагают отменить налог на жилую недвижимость и налог на наследство, минимальную пенсию поднять до 1000 евро и отменить увеличение пенсионного возраста. И хотя многие из этих инициатив вряд ли имеют возможность стать реальностью, сами по себе они вполне привлекательны для избирателей.
Понимая это, партнёры по коалиции предварительно приняли соглашение, что выдвигать кандидатуру премьер-министра Италии будет та партия, которая наберёт больше голосов. К слову, сам Сильвио Берлускони этой возможности лишён: в 2013 году был осуждён за уклонение от уплаты налогов и теперь не имеет права занимать государственные должности.
Парламент без победителя
Впрочем, говорить, что победа у правых уже в кармане, было бы неверно. Ведь у них есть серьёзные оппоненты. Прежде всего это «Движение пяти звёзд», которое также выступает с позиций жёсткой критики власти, однако без ярко выраженной националистической составляющей. На сегодня это наиболее популярная партия в Италии. Принципиально не соглашаясь ни на какие коалиции, эта политсила может набрать порядка 30% голосов.
В свою очередь, теряющая поддержку итальянцев правящая левоцентристская Демократическая партия и её мелкие партии-союзники претендуют на результат в 25%. То есть без шансов на победу.
Другими словами, ни один из участников выборов не дотянет до планки в 40%, что сделает вероятным сформировать правительство своими собственными силами. То есть велика вероятность создания ситуации так называемого подвешенного парламента. В этом случае президент страны должен будет предложить сконструировать кабинет министров тому политику, который сможет договориться о создании парламентской коалиции.
Сегодня наиболее реальной конфигурацией эксперты видят союз сторонников Берлускони и Демократической партии.
Однако чтобы это произошло, необходимо провести сложнейшие переговоры с учётом интересов многих участников политического процесса. Хотя прямо сейчас понятно, что новый состав итальянского парламента станет постоянным возмутителем общеевропейского спокойствия, формулируя неудобные истеблишменту Евросоюза вопросы. И это будет ещё одним примером того, как партии, которые принято считать «гадкими утятами», сумели завоевать симпатии избирателей, для которых словосочетание «общеевропейские ценности» всё чаще вызывает раздражение. Ведь одно дело рассуждать об этом в Брюсселе, бюрократы которого сверяют свои заявления с Вашингтоном, а совсем другое – в той же Италии, экономика которой оказалась одной из наиболее уязвимых от введения пресловутых антироссийских санкций.