Новый виток «молочной» войны внутри Союзного государства остановлен. Как ни силился Россельхознадзор ввести запрет на поставку некоторых видов «молочки» из Белоруссии, как ни цеплялся за своё решение, несколько раз перенося начало действия санкций против братской россиянам республики, всё-таки вынужден был их отменить.
ПРИЧИНА ОДНА: запрет был введён незаконно. Об этом «Правда» уже писала. Напомню. Россельхознадзор грубо нарушил положение, утверждённое Советом Евразийской экономической комиссии. Согласно ему, ограничение поставок продукции со всей территории Белоруссии допускается исключительно при ухудшении эпизоотической ситуации по особо опасным и карантинным болезням, общим для человека и животных. Таких оснований не было, по этой причине не было причин для ограничения на ввоз продукции с территории всей страны.
Чем же вызвана противоправная акция Россельхознадзора? «Что это — борьба с самопалом или собственными складами?» — задаются вопросом российские СМИ. И сами же отвечают, приводя данные об излишках сухого молока, которое «давит на рынок», требуя реализации. Откуда они, излишки? Ведь руководство «новой» России подорвало животноводческую отрасль, и производство молока по сравнению с советским временем упало почти вдвое. Оказывается, завезли, по некоторым данным, из Новой Зеландии и начинают «придерживать» белорусов, пока реализуют то молоко по высоким ценам.
Причём же тут низкое качество белорусской продукции? Что повод явно надуманный, понимают и в России. Когда её посла Александра Сурикова спросили, какие, работая и находясь в Минске, молочные продукты он покупает, тот ответил: «Ну а какие ещё? Тут есть российские, тем не менее они мне не очень нравятся. Есть же вопрос. Беларусь запретила так называемые сырные продукты, когда в сыры добавляются растительные масла — пальмовые и соевые. Россия пока нет. То есть качество (в Белоруссии. — О.С.) более гарантированное, тот же сыр я могу покупать с гарантией, что он — сыр, а вот у нас в России не всегда с гарантией, что это сыр… Бывают перегибы, я честно скажу», — заметил он, оценивая действия Россельхознадзора.
Признание российского посла отражает реальную ситуацию с качеством молочных продуктов. «С уверенностью могу сказать, что остатков антибиотиков в нашей продукции нет и не может быть. Сырьё, которое в этот день поступает из хозяйств на молочное предприятие, подвергается очень тщательному контролю. Тот же самый контроль есть и в процессе переработки. При отгрузке готовой продукции каждая партия исследуется в лабораториях», — заявил министр сельского хозяйства Белоруссии Леонид Заяц.
Откуда же данные о низкокачественности белорусских продуктов? Вот характерный пример. Россельхознадзор запретил поставки в Россию продукции с Несвижского завода детского питания из-за повторного выявления сухого молока в питьевом ультрапастеризованном молоке. Тем не менее завод при производстве ультрапастеризованного молока сухого молока не использует. «Применяемые на предприятии технологии целиком исключают такую возможность», — объяснил директор предприятия Михаил Деревянко.
В своём интервью, выдержки из которого уже приводились, Александр Суриков признал, что Россельхознадзор допускает в оценке качества белорусской продукции «перегибы». Увы, «перегибы»« данные, как видно по прежним «молочно-мясным» войнам российской стороны против Белоруссии, принимают чудовищный характер. Неправильно, порой с нарушением сроков, проведённые пробы, выдача негодных российских продуктов за белорусские — множество таких фактов было выявлено и обнародовано во время тех «войн». «Возможно, запрет связан с самопалом, который выдают за белорусский товар: проверить страну происхождения сложно, а белорусским производителям ехать в Россию и судиться с фальсификаторами нерентабельно», — анализируя нынешнюю ситуацию, отмечает директор российской экспертной группы Veta Дмитрий Жарский.
Желая оправдать свои действия, Россельхознадзор всё время взрывает информационное поле очередными сенсациями. Вроде обвинения в преступных махинациях: «Беларусь возобновила мошеннические схемы поставок сухого молока». Мол, экспортирует в Россию то, что произведено в Македонии, Сан-Марино, Иране и Китае. Тем не менее молочные продукты оттуда Белоруссия не закупала — это подтверждают данные и Белстата, и специалистов самого Россельхознадзора. Так что «мошеннического» молока не было. Да и зачем оно Белоруссии, если «давят» свои излишки и для сбыта их она ищет рынки по всему миру? Уж не отработанная ли это во время прошлых «войн» провокация? Тогда выяснилось, что ввозом в Россию «санкционки» занимаются российские бизнесмены.
Эксперты обращают внимание на то, что образцы отбираются и исследования проводятся в российских лабораториях, и с выводами их белорусская сторона во многих случаях не согласна. «Если бы это была независимая лаборатория третьей стороны, всё было бы объективнее», — убеждён министр сельского хозяйства республики.
А пока «перегибов» не счесть. «Чем диктуются они, также подчас понятным становится», — это заявление российского посла ясно всем, кто владеет ситуацией. Белоруссия производит молока на душу населения почти втрое больше, чем «новая» Россия под началом своих банкротов-реформаторов, да и молочные продукты её по качеству несравнимо лучше российских. Вот и старается её руководство ставить своим союзникам палки в колёса.
Прежние две попытки Россельхознадзора ввести массовый запрет на отдельные виды белорусской молочной продукции постыдно проваливались по причине их полного беззакония. Провалилась и сегодняшняя, третья. Тем не менее напрашивается вопрос: почему всё-таки Россельхознадзор действует так нагло и нахраписто? Понять нетрудно. После того как руководство России во главе с Путиным растоптало Союзный договор и подорвало экономическую основу Союзного государства, не позволив его создать, нарушению договорённостей в важнейших хозяйственных сферах был открыт «зелёный свет». И подначальные Кремлю ведомства стали вытаптывать российско-белорусское интеграционное поле. Даже молоко, по меткому замечанию Александра Лукашенко, «сделали наглым политическим инструментом».
По материалам сайта КПРФ