Вокруг войны, ведущейся киевской властью против Донбасса, вертятся немало соображений на стратегические темы. Из чего следует, что конфликт, имеющий с точки зрения географии довольно-таки локальные масштабы, тем не менее напрямую касается большой стратегии. Или стратегия касается его. Тут уж что кому покажется более правильным, пишет издание «Крымское Эхо».
В частности, ходит такое рассуждение. Между европейских стран, особенно рьяно выступающих за восстановление территориальной целостности того, что называлось Украиной, едва ли не первое место принадлежит Германии. Само собой, что это означало бы установление полного контроля Киева над Крымом и Донбассом.
Но Россия на эту германскую политику смотрит вполне спокойно. Но не потому, что в Москве недооценивают существующую опасность. Дело, оказывается, в том, что в России понимают, к чему ведет всякая активность Германии в Восточной Европе и на постсоветском пространстве. Политика, проводимая Германией в указанных регионах мира, означает вытеснение оттуда США и Великобритании. Так, конкуренция между германскими и англосаксонскими целями и проектами Россией даже поощряется.
Словом, надо вытеснить англосаксонский блок из Европы, а также из государств, бывших в свое время республиками Советского Союза. Но сделать это не своими, а германскими руками. Вот, пожалуй, главная стратегическая цель или даже больше — сверхзадача внешней политики России.
В один ряд с приведенным рассуждением можно поставить ещё одно.
Украину можно «вылечить». Но для этого надо победить вирус под названием «США». И желательно не военным, а политическими и военными лекарствами.
Президент России Владимир Путин, как видно, также хорошо знаком с трудом китайского военного теоретика Сунь Цзы «Искусство войны», написанном ещё в 6-м веке до нашей эры. Там есть афоризм, который, как считается, остается целиком действенным и сегодня: «Подчинение иных государств без вступления в военный конфликт — это идеал полной победы».
Если бы данные рассуждения в ускоренном режиме вылечили двух жителей села Саханка — мужчину и женщину — 22 сентября раненных осколками мин или ликвидировали минометный расчёт 58-й механизированной бригады украинской армии, повредивший 23 сентября своим огнем пять жилых домов в Горловке, на поселке шахты имени Гагарина, им бы цены не было.
Но раненые лечатся в обычном порядке, а миномет с его расчетом, стрелявший по жилым домам, пришлось уничтожить ответным огнем подразделений Народной милиции ЛНР. О чем и рассказали боевые сводки.
Отправить из Черного моря в Мариуполь две старых посудины — плавучую мастерскую, по совместительству служащую ещё и кораблем управления, «Донбасс» и в придачу к ней буксир «Корец» — не бог весть, какое военное искусство. Но киевская власть этим спокойно занимается — а почему бы и нет — если в этом ей никто не мешает. Данные два судна 24 сентября беспрепятственно прошествовали под Крымским мостом, а уже на следующий день дошли до порта назначения. Российские военные корабли и самолеты только сопроводили данные два корыта вдоль южного берега Крыма до Керченского полива. Чего, в самом деле, встревать в явный конфликт, когда надежда на его «растворение» в духе трактата Сунь Цзы есть на Германию.
Вновь, пускаясь в область теории войны и мира, можно представить, что ДНР и ЛНР обратятся к России за прямой военной помощью, чтобы изгнать украинских оккупантов с частей своих территорий, занимаемых до сих пор ВСУ. Да только куда обращаться, если заранее как известно, у Москвы «альтернативы Минску» по-прежнему нет и предвидится.
Впрочем, «альтернатива» появиться может, желают того в России или нет. Постоянный представитель бывшей Украины в ООН Владимир Ельченко предложил перенести весь переговорный процесс из белорусской столицы куда-нибудь в другое место. Это предложение последовало по той причине, что Белоруссия оказалась в числе 13 стран, не поддержавших настояние бывшей Украины включить в повестку дня 73-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН вопрос о положении с правами человека на так называемых «оккупированных территориях», под которыми имеются в виду Донбасс и Крым.
К предложению Ельченко уже присоединилась и первый вице-спикер Верховной Рады Ирина Геращенко, также участвующая в Минских переговорах, где её киевская власть уполномочила разговаривать по блоку гуманитарных вопросов. И понятно, что в вопросе переноса места переговоров по Донбассу Ельченко и Геращенко поют не только со своего голоса.
Пусть не обижаются те, кого принято называть профессиональными политиками и дипломатами, но разобраться в основных направлениях мировой политики и в хитросплетениях международных отношений не так уж и трудно.
И в истории часто бывало так, что о существующих угрозах и об их последствиях руководителей государств и политических деятелей предупреждали люди, не имеющие высокого положения и соответствующего влияния. Свое понимание реальности, которое довольно часто, оказывалось куда более объективным и адекватным, чем официальная точка зрения, люди, не вхожие ни в какие высокие кабинеты, стремились донести по мере возможности устным и печатным словом. Никаких иных способов для этого у них не оставалось. А потом выходило так, что мнения и советы посторонних оказывались единственно верными.
Если сейчас кому-то хочется провернуть «похищение» континентальной Европы руками Германии, то как цель это признать можно. Но процесс, что также очевидно, получается затянутым во времени и в пространстве.
Заодно и у Англии хватает времени — не на то чтобы рубить швартовы с европейским континентом, потом Британский остров опять превратится в американский авианосец, поставленный у берегов фирмы, конкурирующей с Америкой. Так требуется, чтобы Европе жизнь не казалось легкой.
А Донбасс за проталкиваемое тихой сапой «похищение Европы» платит тем, что продолжает ловить снаряды и мины, выпускаемые с позиций украинской армии. За одни только сутки 24 сентября на территорию ДНР прилетели и разорвались 488 таких боеприпасов.
Тот же Сунь Цзы писал ещё, что момент высшего торжества для политика и полководца – это когда он, спокойно сидя на берегу реки, увидит, как мимо проплывают трупы его врагов. Правда, и такая ситуация не отменяет того, что река может ещё раньше покраснеть от крови тех, кто, пока подходил торжественный миг, воевал где-то за выигрыш времени.
Но виды на германские козни против англосаксов так же, как и сидение в ожидании успехов на берегу реки времен, которая обретает то кровавый цвет, то становится мутной, словно болото, песня долгая.
В краткосрочной же перспективе российские расклады сейчас, так или иначе, полагаются на выборы на бывшей Украине — сначала президента, а потом Верховной Рады. И одно, а также другое, если радикально ничего не поменяется, должно состояться в 2019 году.
Влиять напрямую на украинские выборы из Москвы не получается, но это обстоятельство российская сторона пробует компенсировать чем-то вроде создания для бывшей Украины виртуальной оппозиции если не в действительности, то хотя бы на телеэкране. Оттого в эфире разных политических ток-шоу заметно чаще стали появляться то усиленно рекламируемый Виктор Медведчук, то сбежавший в Америку экс-депутат Верховной Рады Андрей Артеменко или один из украинских олигархов, успевший побывать ещё и министром, Евгений Червоненко.
Последний из этой тройки был в числе спонсоров и вдохновителей ещё «оранжевой революции» 2004-2005 годов, но в режим, установившийся на бывшей Украине после государственного переворота 2014 года, Червоненко по разным причинам, главным образом карьерно-материального порядка, не вписался и теперь, чтобы о нем не забыли, критикует существующую киевскую власть, где придется.
Но чтобы при помощи экранной шоу-оппозиции поменять на пространстве, оставшемся от бывшей Украины, власть и весь политический строй, это также расчеты в пользу бедных.
Обстановку на бывшей Украине, без сомнения, обострит и разогреет ещё больше приближающийся церковный раскол. Уже называют и дату, когда Константинопольский Патриарх Варфоломей может выписать Украинской Православной церкви Киевского Патриархата и прочим раскольникам томос на автокефалию. Это может произойти в преддверии праздника Покрова, 11-12 октября.
Но и на церковном фронте события, даже после изъятия у Украинской Православной церкви Московского Патриархата её канонической территории, как можно судить сейчас, будут развиваться в вялотекущем режиме. Из всего прежнего поведения канонической Православной церкви видно, что она не способна на что-то большее, чем молитвенное стояние или хождение с крестами и хоругвями вокруг да около.
Лидеров сопротивления вроде протопопа Аввакума у части современного канонического Православия, оказавшейся отрезанной на бывшей Украине, нет. Правда, неистовый протопоп, в чем также проявляется неисчезающая ирония судьбы, в историю въехал как раз раскольником. И тут ничего не остается, кроме как надежд то ли на клинч Германии с Америкой то ли на осуществление предписаний Сунь Цзы.
Хотя есть и такое утверждение, что Россия сможет что-то решать с бывшей Украиной к концу 2019 года, когда по дну Балтики будет запущен газопровод «Северный поток 2». Тогда при разбирательстве с киевской властью у Москвы будут работать сразу три подстраховки. Это уже действующие Крымский мост и железная дорога, проложенная в южном направлении, в обход территории бывшей Украины. И плюс к ним — подводная трубная магистраль, способная обеспечивать поставки российского газа в Европу при любых политических и даже военных осложнениях на суше.
И такое предположение внимания стоит. Но и оно, как и все прочие, упирается в ожидание: только теперь, в отличие от известной поговорки, погоды не просто с поверхности моря, а и с морского дна.
В целом, что бы ни случалось, мы пока ждем. А тем временем в поселке Коминтерново 26 сентября, во втором часу дня, осколками ранили двух местных жителей: мужчину 1957 года рождения и женщину, родившуюся в 1958 году. Мужчина ранен в брюшную полость, женщина — в ногу и шею. Раненых отправили в больницу Новоазовска, где они теперь лечатся.
Чего другого, а крови, наполняющей реку времени, ожидать не надо — её саму приносит каждый новый день.
Тугие политические узлы, затягивающие войну против Донбасса, когда-нибудь будут развязаны. Время в этом окажет помощь или что-то другое, в текущее время угадать трудно. Но уже теперь для иллюстрации того, что есть и что ещё будет, на память приходят строки старой казачьей песни «В степи широкой под Иканом», послужившей саундтреком к началу фильма Карена Шахназарова «Анна Каренина»:
Потом взглянули брат на брата,
И грустно стало: многих нет,
И все они у супостата,
И к ним ведет кровавый след…
г.Донецк