Археологические исследования на территории Крымского полуострова активно развернулись с 2014 года в связи с масштабными инфраструктурными проектами, а сложные подводные исследования стали возможны после воссоединения Крыма с Россией. Число «открытых листов» для проведения раскопок увеличилось в разы, которые привели к сенсационным открытиям. Учёные сказали РИА Новости о результатах исследований в ходе российской археологической пятилетки в Крыму, сообщает издание «РИА Крым».
Спасение научных школ
«Мы были крымским отделением института Востоковедения на Украине. Уже в конце 2013 года Академия наук Украины целиком прекратила наше финансирование. К референдуму (16 марта 2014 года, — прим) нас целиком лишили помещений и коллектив учёных – доктора наук, кандидаты европейской известности на самом деле были без работ. По этой причине вхождение в России и включение нас в крымский федеральный университет просто спасло институт», — рассказывает известный крымский археолог, директор Научно-исследовательского центра истории и археологии Крыма КФУ им. И.В.Вернадского Александр Айбабин.
Он подчеркнул, что существующих проблемах крымским ученым предоставляется стабильное зарплатное финансирование и грантовая поддержка – в 2019 году институт получил семь грантов (среди них один на несколько миллионов рублей) для археологических и исторических исследований. Результатом исторических исследований последних лет стало издание двухтомника «Истории Крыма» и международное признание журнала института «Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии», который (пока это единственный случай для Крыма) был включен в международную базу цитирования Web of Science.
С мнением коллеги согласился декан исторического факультета КФУ Александр Герцен, который несколько десятилетий занимается раскопками и исследованиями крупнейшего древне-византийского городища в Крыму – Мангуп-Кале.
«Я готов подписаться под тем, что сказал Александр Ильич (Айбабаин). Наиболее ощутимым стала возможность получения грантов… она стала на серьезную государственную основу», — сказал Александр Герцен.
Археологический бум
Реализация инвестиционных проектов в Крыму с 2014 года, среди них и общегосударственного значения, потребовала проведения большого объёма археологических охранных работ, рассказал директор «Института археологии Крыма РАН» (ранее был филиалом АН Украины) Вадим Майко. Возглавляемое им учреждение стало самостоятельным институтом после 2014 года и также получило стабильное финансирование.
В археологических исследованиях принимали участие не только специалисты археологи Крыма, однако и ведущие учёные из многих регионов России, однако, по большей части, основных археологических учреждений страны – Института археологии РАН (столица России) и Института истории материальной культуры (С. Петербург), отметил учёный.
В ходе этих охранных раскопок были сделаны выдающиеся археологические открытия, отметил Майко. Раскопаны широкими площадями памятники эпохи палеолита и мезолита, поселения и курганы эпохи бронзы, скифские и сарматские поселенческие, погребальные и культовые памятники, уникальные по сохранности античные поселения, поселения золотоордынского времени и эпохи крымского ханства. Со слов Майко, в музеи Крыма и Севастополя сданы тысячи археологических предметов, существенно пополнивших музейный фонд.
«Между наиболее важных исследованных археологических объектов можно выделить памятники эпохи позднего палеолита и мезолита, среди них клад кремневых орудий, выявленные в Бахчисарайском, Кировском и Ленинском районах Республики Крым. Раскопаны уникальные поселения эпохи бронзы поблизости от с. Луговое в Ленинском районе. Это и целая серия курганов киммерийского, скифского и сарматского времени на территории Ленинского, Белогорского, Симферопольского районов республики и синхронные им грунтовые некрополи, исследованные на территории Ленинского района и Севастопольской административной зоны. Нельзя не упомянуть и античные поселения, по большей части, Манитру и Фонтан в Ленинском районе, поселение хазарского времени Биели поблизости от Керчи. Исследованы уникальные средневековые впускные погребения на территории Белогорского и Бахчисарайского районов, долговременные поселения золотоордынского времени и эпохи Крымского ханства поблизости от сел Батальное, Приморский, Кош-Кую и многие другие», — сказал Майко.
Объём охранных и стационарных археологических исследований в 2019 году не будет уменьшаться. В этой связи актуален вопрос о подготовке научных кадров, которая никогда так остро не стояла перед крымской археологией, отметил учёный.
Подводная археология
Одной из самых сложных с точки зрения трудовых и финансовых затрат считаются подводные археологические исследования у крымского побережья. С некоторыми итогами работы последних лет РИА Новости ознакомил руководитель подводно-археологической экспедиции Института Востоковедения РАН, кандидат исторических наук Виктор Лебединский.
Подводно-археологические исследования в акватории у Севастополя были начаты в 1999 году, но в 2006-2013 годах из-за сложной политической ситуации во взаимоотношениях с Украиной, российские учёные были лишены возможности получать разрешения и проводить самостоятельные полевые исследования, рассказал Лебединский. В те годы приходилось проводить исследования, не требующие получения специальных разрешений, как например: изучение абразии береговой линии Херсонесского городища и хоры, реконструкция древней береговой линии Херсонеса и хоры, разведка с использованием (ГБО) гидролокатора бокового обзора морского дна в акватории города Севастополя, а также другие.
В результате активизации в 2014 году подводно-археологических исследований после воссоединения Крыма с Россией были расширены масштабы работ и получены уникальные научные результаты. Настоящей сенсацией можно считать найденное в 2015 году место кораблекрушения судна византийского периода X-XI вв. н. э. у Балаклавы.
«На глубине 83 м в результате разведки с использованием гидролокатора бокового обзора (ГБО) было выявлено скопление амфор, хорошо сохранившиеся части корабельных конструкций. Были проведены уникальные глубоководные исследования: сделана разметка места кораблекрушения, методом фотограмметрии из сотен снимков составлен общий план объекта. В двух квадратах была проведена фиксация материала и подняты на поверхность пять амфор верхнего слоя для передачи в музей и последующего изучения специалистами по керамике», — рассказал учёный.
Изучение керамического материала и содержимого поднятых амфор дало возможность датировать находку и восстановить последний маршрут судна. Наиболее вероятно, это было торговое судно, шедшее от берегов Малой Азии, из района Константинополя, к мысу Сарыч и далее к Херсону. Груз судна состоял из амфор, наполненных вином. То, что в амфорах перевозилось именно вино, подсказала выявленная в одном из сосудов пробка из сосновой коры с отверстием. В верхнем слое памятника содержится около 250 целых амфор и их крупных фрагментов. Всего на судне перевозилось, скорее всего, до 500 сосудов, предполагают учёные.
В августе 2015 года экспедицию посетил президент России Владимир Путин, а в 2018 году место этого кораблекрушения было обследовано повторно с использованием исключительно подводной робототехники, причём отечественного производства, отметил учёный.
Интереснейшие находки были сделаны в ходе исследований в 2017-2018 гг. в районе от мыса Константиновский до устья реки Бельбек (Севастополь), где была проведена масштабная разведка морского дна с использованием гидроаккустического оборудования и были выявлены десятки подводных объектов.
«Севернее устья реки Бельбек были выявлены и подняты железные якоря, датированные римским промежутком времени II-III вв. н.э., а также свинцовые предметы – котел и два слитка. Глубина залегания и характер предметов позволяют предположить, что выявлено место крушения судна римского периода», — сообщил Лебединский.
Были продолжены исследования абразии береговой линии Херсонеса Таврического и его хоры. Учёные выяснили, рассказал собеседник агентства, что северо-восточный берег Херсонеса теряет 2,3-2,5 метра за столетие, т.е. на рубеже новой эры берег располагался на 45-50 метров мористее современного.
Помощь РГО и Минобороны
учёные экспедиции провели совместно с Русским географическим обществом и Министерством обороны РФ поиски и гидролокационное обследование минного заградителя «Прут», погибшего в бою с германо-турецким крейсером «Гёбен». Данный легендарный корабль, который называли «Черноморским Варягом», погиб в октябре 1914 году на Черноморском театре военных действий с Турцией в Великую войну, помог вспомнить Лебединский.
«В августе 2018 года, на глубине 85 м у Балаклавы было выявлено ещё одно, предположительно относящееся к византийскому периоду истории Крыма, оно (радиоуглеродным методом) датировано ХII-ХIII вв. На морском дне, благодаря значительной глубине выявлены хорошо сохранившиеся части корабельных конструкций и такелажа, внушительных размеров мачта диаметром более 50 см, железный якорь. Размеры судна составляют 22 х 6 м, что примерно соответствует размерам и пропорциям торговых судов», — рассказал об одном из последних открытий у побережья Севастополя Лебединский.
Подводно-археологические исследования в акватории Севастополя проводятся с применением телеуправляемых необитаемых подводных аппаратов (ТНПА) на больших глубинах, что позволяет открыть новые, хорошо сохранившиеся подводно-археологические объекты на морском дне. Планируются исследования в восточном Средиземноморье. Учеными предложен проект инновационного комплекса визуализации, музеефикации и сохранения подводно-археологических объектов на морском дне. Разработана концепция морской экспозиции для музея заповедника «Херсонес Таврический». По итогам исследований были написаны многие научные статьи и монографии, сняты документальные фильмы. Институт востоковедения РАН сотрудничает с Севастопольским государственным университетом, Государственным историко-археологическим музеем-заповедником «Херсонес Таврический», Севастопольским городским отделением Русского географического общества, Министерством обороны РФ.